Политический постскриптум белорусской истории
Белорусы как народ, берущий своё начало в Древней Руси (Полоцкое и Туровское княжества-государства), имеют тысячелетнюю историю. Но предки белорусов перефоматировались в белорусскую этническую группу в XV–XVI в.в., а белорусская нация сформировалась в составе Российской империи только в конце 19 – начале 20 столетия и является одной из самых молодых в Европе. Её окончательное превращение в полноценную нацию произошло в 30–40 годы XX века уже в рамках БССР. Столь резкое отставание нациообразующих процессов от общеевропейских на землях Беларуси было вызвано тотальной полонизацией белорусов в течении нескольких столетий. Она превратилась в политическое препятствие генезиса белорусского народа, в том числе на пути его движения к полноценной нации.
Полонизация в белорусском Средневековье началась более активно после Кревской унии (1385). С того времени открылась дорога распространению польского влияния на все стороны общественной жизнедеятельности предков белорусов. Политическое соревнование как в польско-литовской конфедерации (эпоха ВКЛ), так и в федерации Королевства Польского и Великого Княжества Литовского (1569) окончилось в пользу блока польской шляхты и католического костёла, ибо все рычаги власти были в их руках и благодаря этому они оказались гораздо сильнее своих противников.
В Речи Посполитой полонизация белорусских земель была составной частью государственной политики и белорусы в польском государстве превратились в маргинальных изгоев, но и после присоединения белорусских территорий к Российской империи (1795) они продолжали оставаться объектом воздействия польского и сполонизованного шляхетства, которое получило статус российского дворянства. Полонизация белорусского этноса продолжалась, правда, более скрытыми методами.
Поворотным моментом стали события середины XIX века, которые приобрели для белорусского народа судьбоносный характер. В ходе разгрома польского восстания в 1863 – 1864 годах на белоруской земле польским элитам было нанесено не только военное поражение. Важнейшее значение имели изменения во всей системе общественных отношений Беларуси. Произошло крушение вековой системы господства польского национального католицизма в Северо-Западном крае и туда стали возвращаться исторические для белорусского народа ценности восточно-христианской цивилизации и восточноевропейской культуры. Власти России перестали относиться к Беларуси как к польской провинции. Для них она превратилась уже в самостоятельную этнокультурную единицу.
Поражение польского восстания в середине XIX века стало моментом истины и исходной точкой экономического, политического и духовного возрождения белорусов как этноса, создания предпосылок для формирования белорусской нации и образования национального государства. БЕЗ РАЗГРОМА ПОЛЬСКИХ ИНСУРГЕНТОВ В 1863 ГОДУ НЕ БЫЛО БЫ СУВЕРЕННОЙ БЕЛАРУСИ!
Однако в настоящее время вследствие усилий некоторых историков и публицистов они почему-то превратились в создателей белорусской национальной идеи и борцов за независимость Беларуси. Такая метаморфоза явно отрицательно сказывается на строительстве белорусской государственности:
- – у населения вырабатывается отношение к Республике Беларусь как чужому государству;
- – размывается исторический национальный контент идентичности белорусов;
- – герб «Погоня», БЧБ-флаг и образ Константина Калиновского противопоставляются современными «революционерами» государственным символам независимой Беларуси;
- – порождается неприятие некоторыми гражданами страны политики создания Союзного государства;
- – предпринимаются попытки возобновить деятельность униатской церкви в Беларуси и обращения к латинскому алфавиту, которые ведут к смене цивилизационного кода нации и эрозии белорусской государственности.
В центре событий по превращению польских повстанцев в борцов за свободу и независимость белорусов находятся всё те же попытки полонизации, которую ныне пытаются представить неким благом в истории генезиса белорусского этноса. Мол, западно-христианская цивилизация Польши принесла просвещение и мир на белорусскую землю. А то, что её утверждение в средневековой Беларуси привело к почти полному уничтожению белорусской народности – молчок. Данные действия происходят в рамках литвино-польского национализма, который по чьей-то прихоти назван «белорусским». Поэтому понять и отделить интересы белорусов от устремлений польских националистов является важнейшей задачей идеологии Республики Беларусь и всех направлений общественной науки в государстве. Это вопрос выживания белорусского народа и сохранения его независимости.
Необходимо также отметить, что превращение польских повстанцев в белорусских революционеров вполне вписывается в общую концепцию антибелорусской истории. Системообразующие пункты данного контекста всесторонне прописаны в введении книги Е. Подлесного «Моменты истины белорусской нации: полонизация vs возрождение. 1863 год». Одним из главных итогов переформатирование польских националистов в носителей белорусской идеи является формирование протестного сообщества, ставящего своей целью свержение как бы «чуждого» белорусской истории государства в лице Республики Беларусь во главе с «ненавистным» Президентом.
То есть, продвижение литвино-польской исторической концепции в общественном сознании суверенной Беларуси формирует в её политическом поле альтернативное государство и альтернативную нацию. Эти альтернативы уже стали в Республике Беларусь политической реальностью, обладающей полноценной идеологией, государственными атрибутами: флагом, гербом, гимном, языком.
Под данными символами осенью 2020 года протестные колонны шли на штурм государственных институтов, ибо для литвино-поляков независимая Беларусь только на словах представляет политическую ценность. На деле лидеры литвинизма ратуют за её уничтожение.
Для белорусской нации наступило время цивилизационного выбора: или белорусы пойдут своим национальным «шляхам», или свернут на путь лжи и обмана, и вновь окажутся в путах литвино-польской оккупации, в которых их предки находились в течении нескольких столетий.
В этих обстоятельствах пора перестать называть «белорусским национализмом» литвино-польское движение, которое выступает антагонистом независимости Беларуси. Для белорусской нации наступило время цивилизационного выбора: или белорусы пойдут своим национальным «шляхам», или свернут на путь лжи и обмана, и вновь окажутся в путах литвино-польской оккупации, в которых их предки находились в течении нескольких столетий. Во многом ложь и обман белорусской нации основывается на неких модерновых «объективных» методах изучения белорусской истории и её доведения до широких народных масс. Стало считаться, что политические силы на землях Беларуси всегда несли равную ответственность за исторический негатив в среде белорусов, а вся историческая эпоха белорусского народа развивалась в условиях якобы бесконфликтного сосуществования католичества и православия, поляков и белорусов… Подобная историческая политика введёт к появлению в общественных отношениях пропольского нейтралитета и уступок литвино-польскому национализму, выступающему под белорусским брендом.
К сожалению, достижения советского периода, когда наблюдалось полное освобождение белорусских земель от польских фобий и гегемонии литвино-поляков, в Республике Беларусь были несколько утрачены. После получения независимости на её территорию вновь стало возвращаться скрытое польское доминирование, ибо пропагандистская деятельность государственных структур не всегда учитывает остроту и общественную потребность политической жизни. Преклонение перед Польшей на бытовом уровне в независимой Беларуси доходит до абсурда. Так, приехавшего в 2005 году в город Гродно Дональда Туска гражданки Республики Беларусь польского происхождения встречали на коленях. И таких примеров – масса. Отсюда при формировании исторической политики независимой Беларуси
необходимо обратить пристальное внимание на исследование и трактовку историко-политических обстоятельств полонизации белорусских земель.
Белорусской общественности также надо учитывать и тот факт , что в современном мире происходят фундаментальные структурные изменения в социально-экономическом, политическом и духовном развитии человечества. Они обусловлены сменой технологических укладов…
В настоящее время наблюдается крах либеральной модели развития мира. Всё более очевидным становится приближение Запада к черте, за которой следует гибель западно-христианской цивилизации и замена её новой с предварительным названием «инклюзивный капитализм». Рубикон пока не пройден. Но на европейском континенте, по всей видимости, реализуется сценарий, предсказанный Освальдом Шпенглером в его работе «Закат
Европы» (1918, 1922).
Так нужен ли нашей стране европейский выбор, к которому стремится определённая часть белорусского общества и за который якобы боролись «белорусские» повстанцы 1863–1864 годов? Готовы ли белорусы к образу жизни в Новом западном мире? «Свобода» там превратилась в завесу для диктатуры и тоталитаризма властвующих элит по отношению к инакомыслящим. Обыденностью бытия стран Запада, в том числе и Европы, стало: разрушение традиционных человеческих ценностей и замена их идеями ЛГБТ+ (лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры, а общее количество гендеров уже приближается к 300), уничтожение государственных границ и создание общемирового пространства во главе с транснациональными корпорациями. Классические права человека отменены, а вместо них безудержная пропаганда абортов и неприятие семьи, как социальной ячейки общества и продления человеческого рода.
Через разрушение национальных государств и создание нового глобального миропорядка категория «глубинного государства» из конспирологической теории воплощается в геополитическую действительность. На повестке дня создание супергосударства во главе с США (объединение НАТО, ЕС и примкнувших к ним ряда их сателлитов). Его врагами являются, в первую очередь, Россия и её ближайшие союзники, как мировые флагманы сохранения Бого-человеческих ценностей.
В этих условиях многие государства всё больше ориентируются на собственные национальные интересы. Зачастую в центр общественной жизни выдвигается историческая политика. Она начинает напрямую влиять на разные стороны деятельности современных государственных институтов, выбор стратегических союзников и партнёров.
Что касается независимой Беларуси, то в условиях жесточайшего кризиса всей системы международной безопасности, хаоса и анархии в мире равноправный союз двух независимых государств – Республики Беларусь и Российской Федерации – как нельзя больше отвечает национальным интересам белорусов и россиян. Возможно, для этого потребуется превращение Союзного государства в более действенный оборонительный, политический и экономический союз.
Наиболее вероятно, что вне союза Республики Беларусь и Российской Федерации у белорусов возникнут проблемы с сохранением своих территорий и существованием белорусской государственности в принципе. Свидетельством таких утверждений является вся история белорусского народа.
По этому вопросу в среде белорусских либеральных кругов есть другая, маловменяемая позиция. После придания ей логической формы она формулируется так: белорусы смогут выстоять как нация только осознав себя носителями «древней Литовско-Белорусской государственности», которая всю свою историю противостояла «русскому миру».
Из данных противоположностей политической жизни Республики Беларусь вытекает важнейшая общественная проблема независимой Беларуси – это гипертрофированное возвеличивание некоторыми гражданами страны так называемой «российской угрозы» (1), которая якобы неизбежно ведёт к уничтожению белорусской идентичности.
Одновременно наблюдается явная недооценка белорусской общественностью опасности полонизации Беларуси со стороны Польши, что даёт возможность либералам бесцеремонно пропагандировать идеи исторического и генетического единства белорусского и польского народов, хотя это и противоречит политической действительности.
В этой ситуации белорусская нация переживает очередной момент истины: белорусы должны сделать свой цивилизационный выбор. Или его сделают за них другие, растоптав и уничтожив независимую Беларусь!
(1) Понятие «российская угроза» сложилось в результате активной деятельности белорусских «свядомых», формирующих из российской государственности «естественного» врага белорусов. В этих целях они широко используют исторический анахронизм элит России – «вотчинный» взгляд на белорусские земли, иногда проявляющийся и в настоящее время.
Полковник в отставке, кандидат политических наук – Подлесный Е. Я.
Публикуемый материал содержит личные оценки и версии автора Подлесного Евгения Яковлевича, и может в корне не совпадать с мнением редакции сайта выпускников Минского СВУ.