Наумов Борис Александрович

Подполковник Наумов Борис Александрович

(02.11.1937 – 29.05.1999)

Командир роты Минского СВУ в 1978–1984 гг., подполковник.

Борис Александрович Наумов родился 2 ноября 1937 года. Свою жизнь он связал с военной службой, окончив Томское зенитное артиллерийское училище в 1956 году. С 1978 по 1984 год занимал должность командира роты в Минском суворовском военном училище. Награжден несколькими медалями.

Подполковник Наумов Борис Александрович

Наумов Борис Александрович ушел из жизни 29 мая 1999 года.

Запомнился как высокопрофессиональный офицер, требовательный и принципиальный командир.

Борис Александрович запомнился суворовцам как высокопрофессиональный офицер, требовательный и принципиальный командир. Его главной отличительной чертой было блестящее знание своего дела. Потенциальные нарушители воинской дисциплины между собой называли Бориса Александровича «Чекист». Среди воспитанников ходила поговорка: «Он реально знал все, врать было бесполезно». За справедливость, честность и принципиальность его и уважали.

Борис Александрович был офицером, чей главный принцип можно было выразить фразой: «Делай, как я!». Он не просто командовал, а лично подавал пример во всём: был отлично физически развит и мог на тех же брусьях показать упражнение так, как это должен делать настоящий спортсмен. Его безукоризненный внешний вид и выправка служили эталоном для суворовцев. Для всех воспитанников он был воплощением образца настоящего офицера, вызывавшего безусловное уважение.

Уважаемые выпускники Минского СВУ! Эта страница создана на основе пока что немногих сохранившихся сведений. Если вам посчастливилось учиться и служить под командованием Бориса Александровича или просто знать его, — поделитесь своими воспоминаниями, историями или фотографиями.

  • Что вам больше всего запомнилось в его характере?
  • Какие истории, связанные с ним, вы рассказываете до сих пор?
  • Возможно, у вас сохранились другие фотографии, кроме этих?

Любая информация поможет восстановить и сохранить память о настоящем офицере и командире — подполковнике Наумове Борисе Александровиче.

Для связи используйте комментарии, форму обратной связи или напишите на почту в адрес редакции сайта выпускников Минского СВУ.

Будем помнить! Мы – кадеты!

Фото предоставил Сергей Горбачевский, выпускник 4 роты 25 выпуска 1981 года.

Дополнено:

Вспоминает Геннадий Маньковский (выпускник 2-й роты МнСВУ 1968 года, 12-й выпуск):

«В роте Борис Александрович Наумов отвечал за секцию стрельбы. Я оказался перспективным, подающим надежды — по мнению капитана Б. А. Наумова — стрелком. Он был строгим, вдумчивым, напористым и методичным тренером.

На протяжении всей моей последующей воинской службы — в Саратове, Москве, участвуя в окружных и гарнизонных соревнованиях — мне пригодились методические приемы Б. А. Наумова. Я использовал их при подготовке членов сборных команд Саратовского высшего военно-инженерного училища химической защиты и Военной академии радиационной, химической и бактериологической защиты, где наши команды занимали призовые места, в том числе и первое».

 

Вспоминает Александр Белоус (выпускник 6-й роты МнСВУ 1973 года, 17-й выпуск):

«Майор Б. А. Наумов. Суворовцы прозвали его «Чекистом». Стройный, подтянутый, великолепный спортсмен.

В повседневной жизни это был до педантичности требовательный офицер, появление которого в самых неожиданных для нас местах было порой шоком. «Суворовец, СТОЙ!» — как выстрел звучал его неожиданный голос, который парализовывал, давая понять, что бежать куда-то уже нет никакого смысла».

 

Вспоминает Сергей Евтихевич (выпускник 6-й роты МнСВУ 1975 года, 19-й выпуск):

«Наибольшим авторитетом среди суворовцев пользовались Б. Наумов и К. Егоров. Они обладали превосходной физической подготовкой, и главным девизом их был не «делай, как надо», а «делай, как я».

Все офицеры и прапорщики отличались требовательностью, решительностью, настойчивостью, даром убеждения и способностью принуждения. Основной принцип обучения был неизменен: рассказ, показ, тренировка — и так до доведения навыков и способностей до подсознательного уровня.

Главное внимание уделялось начальной военной подготовке и спорту. Большую часть свободного времени мы проводили на спортивной площадке и в спортзале.

М. Мартынов, Б. Наумов и К. Егоров были образцами строевой выправки, чего требовали и от нас. Мы старались быть на них похожими, и это старание во многом помогло нам в дальнейшей службе».

«Самые уважаемые люди среди нас имели прозвища. Например: Ф. А. Рудской — «Шкаф», Н. Н. Говядинов — «Плафон», Б. А. Наумов — «Чекист». Они об этом знали и не обижались.

Был такой суворовец Кусов, который позволил себе прилюдно оскорбить командира взвода Б. А. Наумова. К нему были приняты меры кадетского негодования, и до конца обучения он был изгоем. С ним никто не общался и не подавал руки».

Наумов Борис Александрович: 4 комментария

  • 05.09.2025 в 19:32
    Permalink

    После нас вроде бы ещё один выпуск сделал. Настоящий командир.

    Ответ
  • 06.09.2025 в 10:31
    Permalink

    Был я у него ЗКВ 1 взвода, старшим вицером (командир Разрывин) 1979-81. Красавец и умница Наумов. А свой псевдоним он оправдывал на все 100. Была у нас борьба с курением в 4 роте. Яростная борьба. Курили, в основном, в туалете, повесив ремень на двери толчка.😊Так он делал то же самое. И вычеслял курильщиков моментом.

    Ответ
    • 06.09.2025 в 14:19
      Permalink

      Интересные подробности! Спасибо, что поделились.

      Ответ
  • 09.09.2025 в 08:38
    Permalink

    Огромное спасибо за поднятую тему. Лично для меня на всю жизнь «Чекист» остался образцом офицера.
    Его постоянная полуулыбка на лице. «Улыбающиеся» в полуприщуре глаза, даже когда по мелочи отчитывал за проступки. Выволочки (за дверью) офицеров. Я не помню, чтобы он лично наказывал суворовцев — только через командиров. А фраза «Чекист подкрался незаметно, хотя был виден издалека». Помню, как она появилась у нас. На вечерней прогулке вся рота видела как он заходил в учебный корпус у КПП, а когда у плаца собирались остановиться и перекурить — вдруг увидели, как он неспешно прогуливается впереди.
    Помню, как он долго разговаривал с дневальным, натиравшим пол в шинельной и экстренно спрятавшего горящий бычок в чей-то карман. Не смотря на дым, наказанием для провинившегося стала только дырка в чужой шинели.
    А как он отстоял своих суворовцев после стычки с гражданскими. Ведь ни один из нас не был отчислен после этого почти поголовного залёта. Лично меня он очень выручил во время распределения, когда после грубой лжи замполита училища мне мне спешно пришлось менять будущую профессию.
    Суворовец 4 роты 1979-81 годы.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь + 9 =