250-летие праздника в честь святого Георгия Победоносца
250-летие учреждения русского общевоинского праздника святого Георгия Победоносца
26 ноября, по православному церковному календарю, 9 декабря по гражданскому стилю, мы отмечаем День святого Георгия Победоносца, в народе Юрьев День. Это день Георгиевских Кавалеров и традиционный русский общевоинский праздник. Орден Святого Георгия был самым почетным военным орденом во Всероссийской Империи.
Кадетское Объединение в Аргентине, основанное в 1949 году, всегда отмечало несколько традиционных праздничных дней. В первую очередь, это были следующие праздники:
- День святых Равноапостольных Константина и Елены, 4-го июня, по новому стилю, праздник Крымского кадетского корпуса.
- День святого Александра Невского, 6 декабря, по новому стилю, праздник Первого Русского великого князя Константина Константиновича кадетского корпуса, в Белой Церкви, в Югославии (Сводного Киевско-Одесского кадетского корпуса).
- День святого Георгия Победоносца, 9 декабря, по новому стилю. Этот праздник объединял всех русских воинов: кадет, солдат, унтер-офицеров и офицеров, армейцев и моряков.
- День святого Николая Чудотворца, по новому стилю 19 декабря. Это был праздник Донского кадетского корпуса.
Таким образом, из четырёх главных годовых воинских праздников, три праздника приходились на декабрь. Вследствие этого, они в Аргентине отмечались совместно в одно из воскресений декабря, поначалу поближе к дню святого Николая Чудотворца, ибо в аргентинском Кадетском объединении было много кадет Донского кадетского корпуса. Однако, с начала девяностых годов, мы официально стали считать нашим главным праздником День святого Георгия Победоносца, ибо это наш Русский общевоинский праздник. В аргентинском Кадетском Объединении состояло шестнадцать Георгиевских кавалеров, из общего числа 240-а кадет. Предыдущий наш председатель, С. А. Якимович, был Георгиевским Кавалером.
Все праздники также являются и символами определенных мировоззренческих моделей, включающих в себя политическую, общественную, и даже экономическую модели. Посему, когда мы говорим о каком-то празднике, мы говорим одновременно и о модели, а также и о символах, представляющих эти модели.
Святой Николай Чудотворец был духовным покровителем Донского кадетского корпуса. Он жил в 4-ом веке, был участником Первого Вселенского Собора, который состоялся в 325 году. Он известен своей добротой. Когда он жил в городе Миры Ликийские, в греческой Малой Азии, то он по ночам все свои деньги, всё, что ему люди жертвовали, разносил к порогам бедных домов, особенно где жили бедные дети. Он очень любил детей. И до сих пор в Западной Европе сохранился этот обычай: дети получают подарки от Санта Клауса (по-немецки) или от Сан Николаса, как говорят в Испании и в Аргентине. Кроме того, он был покровителем моряков. Очень трогательно, что в любом греческом приморском городке обязательно есть хотя бы маленькая часовня в его честь, и моряки перед выходом в море обязательно заходят помолиться или хотя бы лоб перекрестить в такой часовне. Это очень почитаемый на Руси святой, хотя он и был греком. Одна его важная черта: он был очень мягким и добрым, но одновременно был очень твердым в своих убеждениях. Когда на Вселенском Соборе создатель одной из первых ересей Арий начал защищать эту свою ересь и дошел до того, что оскорбил Господа Иисуса Христа, то Святой Николай схватил его за бороду и вырвал у него клок бороды. И так же любой хороший человек должен быть не только добрым, но одновременно и твердым в принципиальных вопросах.
Святой Александр Невский — наш русский великий князь, родоначальник московской ветви династии Рюриковичей. Его заслуга в том, что он в тяжелое для России время спас ее от самоубийства. В чем заключалось это самоубийство тогда, как и сегодня? Нам подсовывали, тогда, как и сегодня, чужие модели: с одной стороны — монгольскую, тогда языческую, модель, а с другой стороны — тевтонскую, западноевропейскую, римско-католическую. Нам подсовывали эту последнюю модель насильно: берите её, становитесь такими же, как и мы. А почему мы должны становиться такими, как они? Нет, мы должны оставаться такими, какими мы всегда были и какими были наши предки. Мы им не можем изменять. Мы же других не заставляем быть такими, как мы. Святой Александр Невский нам указал, что нам не надо принимать ни одной из этих моделей, и что также не надо принимать одной, чтобы защищаться от другой. Он сказал: от одной модели мы отречёмся сразу же, а другую мы некоторое время частично потерпим, но потом все равно от неё освободимся. И вот в 1242 году он отвратил тогдашнюю попытку насильного внедрения западноевропейской модели в Россию, которую нам уже тогда подсовывали, а другую модель, языческо-монгольскую, отбросил его потомок святой Димитрий Донской, через 140 лет, когда её носители уже не были язычниками.
Святой Великомученик Георгий Победоносец был славным и, как говорит его житие, очень красивым воином. Житие говорит, что он был «Тысяченачальником», то есть трибуном, тысяцким, полковником, начальником над полком в тысячу человек. Откуда он родом — неизвестно, то ли он был рожден в Бейруте, то ли в Палестине. Палестина тогда административно принадлежала римской провинции Сирия, и со времен Александра Великого была сильно эллинизированна. Его родители были богатыми землевладельцами (само его имя по-гречески обозначает буквально «земледелец»), но он пошел на военную службу и очень отличился своими военными качествами. Он был выдающимся, блестящим военачальником, состоявшим в свите самого императора Диоклетиана. (Свита по-латыни называлась «комите», т. е. он был комитом, значит — графом.) И вот, комит Георгий стал христианином. А во времена царствования императора Диоклетиана происходило страшное гонение на христиан. Это было последнее гонение в Римской Империи, ибо вскоре после смерти Диоклетиана, при царе Константине была дана свобода всем вероисповеданиям. И вот, когда Диоклетиан узнал, что Георгий стал христианином, он предложил ему отказаться от его веры, иначе он его лишит всех его почетных титулов. На это Георгий Победоносец ответил отказом, и тогда его лишили всех титулов и почестей и заточили в тюрьму. Царь предложил ему еще раз: откажись от своей веры, иначе мы тебя будем пытать. Георгий ответил, что даже под этой угрозой он от своей веры не откажется. Его пытали. Предложили ему в третий раз: откажись, или мы тебя умертвим. Он остался твёрд, и его убили. Он погиб после жестоких мучений в 303 году. Он был не просто героем, а героем стойким и твёрдым в своих убеждениях. Этим он может и для всех нас быть примером.
Праздник Георгиевских кавалеров был установлен Указом Императрицы Екатерины Великой от 26 ноября, по православному стилю, 1769 года. Именно в этот день, за семь веков до этого, 26 ноября 1051 года, киевский великий князь Ярослав Мудрый, автор «Русской Правды», лично возглавил освящение в Киеве, у Золотых врат, храма во имя святого Георгия Победоносца, его небесного покровителя. Освящение этого храма святого Георгия Победоносца в 1051 году в Киеве совершил Киевский митрополит Илларион, первый русский митрополит на Руси. Он был избран князем и собором русских епископов за свою подвижническую жизнь и за свою учёность. Он управлял Русской Церковью от 1051 до 1054 года. Есть предположения, что он был первым автором наших Летописей, то есть наших первых национальных идейных программ. Он был также автором «Слова о законе и благодати», «Исповедания веры» и других посланий. В своем Указе от 26 ноября 1769 года, Императрица Екатерина Великая повелевает:
«Божиею споспешествующею милостию, Мы Екатерина Вторая, Императрица и Самодержица Всероссийская: Московская, Киевская, Владимирская, Новгородская, царица Казанская, царица Мирская, царица Астраханская, царица Сибирская, царица Херсонеса Таврического… и государыня Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли, Черкасских и Горских князей и иных наследная государыня и обладательница.
Как Российския ИМПЕРИИ Слава наипаче распространилась и возвысилась Верностию, Храбростию и благоразумным Поведением Воинского чина: то из особливой НАШЕЙ Императорской милости к служащим в войсках НАШИХ, в отмену и награждение им за оказанную от них во многих случаях НАМ и Предкам НАШИМ Ревность и Службу, также и для поощрения их в Воинском искусстве, восхотели МЫ учредить новый Военный орден, снабдить оный всеми теми преимуществами, кои споспешествовать будут сему НАШЕМУ предприятию…
Сей Орден должен почитаться учрежденным с 1769 года, месяца Ноября с 26 числа, в который день МЫ знаки онаго на СЕБЯ возложа, пожаловали чрез долгое время с отличностию НАМ и Отечеству служащих, и впредь ежегодно сей день празднован будет, как при Дворе НАШЕМ, так и во всех местах, где случится Кавалер Большого Креста.
Именоваться будет Орден сей: Военным Святого Великомученика и Победоносца ГЕОРГИЯ Орденом: оный же от НАС пожалованные называться будут: Кавалерами Святого ГЕОРГИЯ. Знак сего Ордена получающим оный да будет пред светом доказательством милостиваго НАШЕГО благоволения за Службу и доброе их Поведение на все времена. Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны, не дают Права быть пожалованным сим Орденом: но дается оный тем, кои не только Должность свою исправляли во всем по Присяге, Чести и Долгу своему; но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным Поступком…»
Офицерский орден святого Георгия имел 4 степени. С 1769 года до 1917 года, т. е. за 148 лет, первую степень ордена получило 19 человек. Вторую — несколько десятков, третью — несколько сотен. Кавалеров четвёртой степени было немного больше 6 тысяч. Значит, за полтора века всего лишь около 7 тысяч офицеров стали Георгиевскими Кавалерами. Солдатский Георгиевский Крест было легче получить, у солдата было больше возможностей проявить личное мужество в бою, ибо он чаще соприкасался с врагом. Посему, солдатских Георгиевских Крестов трех степеней за эти почти 150 лет было дано гораздо больше. В то время, как офицерские Георгиевские Кресты должен был жаловать сам Царь, по личному усмотрению или по ходатайству Думы Георгиевских Кавалеров, солдатские Георгиевские Кресты давались командующими Армейских Корпусов, от имени Царя. Все пожалованные этим орденом офицеры и солдаты одинаково считались Георгиевскими Кавалерами. Есть прекрасное описание одной встречи Георгиевских Кавалеров в Петербурге, с участием Царя. Эти встречи происходили ежегодно в день 26 ноября, по православному календарю (9 декабря по гражданскому стилю), в обеих столицах — Петербурге и Москве, а также и во всех губернских городах. Старые заслуженные генералы и самого низкого чина рядовые — все приходили в этот день в царский дворец, на прием к Царю. Все они были в этот день равными, ибо все они были героями, что не зависит от чинов.
Быть Георгиевским Кавалером — это великая честь. По нашим старинным русским понятиям, честь не достигалась ни деньгами, ни «бизнесом», ни выборами, ни связями. У нас в России честь достигалась лишь служением, но не себе и не партиям или любым иным корпорациям, а лишь России и русскому народу. В нашем русском Кадетском корпусе в Белой Церкви висел лозунг: «Жизнь — стране, честь — никому». Честь — это личная человеческая совесть. Есть старая французская поговорка: «Моя жизнь принадлежит королю, моя служба принадлежит Франции, мое сердце принадлежит моей даме, но моя честь принадлежит только мне». Еще лучше сказал наш певец в «Слове о полку Игореве». В этом Слове, наш анонимный военный певец 12-го века, еще во время Киевской Руси, на ряду с главным лейтмотивом о необходимости преодоления междоусобицы, для спасения «Русской Земли», дает ряд и сегодня весьма важных определений. В том числе, он несколько раз упоминает честь русских воинов, но всегда подчиняя её необходимости служения. Он описывает ратные дела русичей, которые при этом «ищут себе чести, а князю — славы». Нельзя обрести себе личной чести, без подчинения этой чести служению славе Земли Русской.
Почему Орден Георгиевских Кавалеров был учрежден именно в этот день? Как мы видели, это был день освящения одного киевского храма великим князем Ярославом Мудрым. Но у нас были и другие Георгии. Правнук Ярослава Мудрого, основатель Москвы Юрий Долгорукий, тоже был Георгием. И на гербе Московского Великого Княжества всегда изображался именно Георгий Победоносец. Когда Московские Великие Князья поняли, что судьба Москвы — не только быть Великим княжеством, но и столицей Православного Царства (так как Православное Царство в Византии кончилось под натиском турок, при провокационном попустительстве и предательстве Запада), тогда Россия приняла герб Восточной Римской Империи (Византии), как символ своей исторической миссии: Римский чёрный орел на константинопольском золотом щите. Великий князь Иван Третий, женившись в 1472 году на наследнице Константинопольского престола царевне Софии Палеолог, добавил к этому римско-византийскому гербу московский герб Святого Георгия Победоносца. Эти цвета, чёрный и золотой (оранжевый в геральдике), знаменующие победу, стали цветами георгиевских лент Георгиевских Крестов и русских военных кокард.
Таким образом, за всеми этими символами имеется глубокий смысл. Мы, разыскивая смысл, вспоминаем и герб Москвы, и основание церкви в Киеве 965 лет назад. В этом и заключается смысл праздника Георгия Победоносца: наши русские герои не только должны обладать мужеством и доблестью, но и верностью. Они должны иметь принципы, иметь верования, иметь под собой почву, родную почву и быть верными заветам своих предков. Мы же сегодня часто ищем, как бы нам опереться на чужие костыли, чтобы блуждать по чужим распутьям, вместо того, чтобы шагать собственными ногами по собственной исторической почве.
Главная суть русского воинства заключается в том, что оно всегда было Христолюбивым воинством. Смысл мученической кончины Георгия Победоносца был в том, что она произошла в 303 году, всего за 10 лет до объявления свободы христианам святым Константином Великим. Еще не было Христолюбивого воинства, но уже были Христолюбивые воины, хотя их и было мало. Во всей Римской Империи тогда было около 15 процентов христиан. Но, по-видимому, в Армии христиан было больше. Лучшие воины были христианами, и именно они спасли Римскую империю от той гибели, перед которой она тогда находилась, гибели в первую очередь моральной, а затем экономической и военной.
В песнопениях о Святом Георгии Победоносце говорится, что он особенно оберегал слабых, нищих и вдовиц. Сейчас нам говорят о социальном обеспечении. Наши святые воины всегда об этом говорили. Наш киевский великий князь Владимир Мономах (внук Ярослава Мудрого), в завещании своим детям, говорит о том, что нельзя обижать бедных, слабых, больных, вдовиц. Нельзя никому делать никакого зла. В этом суть Православного Христиансва.
Наше русское воинство всегда было Христолюбивым воинством. Сейчас оно возрождается. Оно должно полностью возродиться, ибо в противном случае Россия погибнет.
Автор: И. Н. Андрушкевич
Источник: Кадетское письмо № 115. Буэнос-Айрес, декабрь 2019. XXV год издания.