Историческое мифотворчество
С недавних пор в Беларуси начата масштабная кампания по дискредитации российского полководца А.В. Суворова, чье имя исторически оказалось связанным со строящимся в Кобрине православным Свято-Христорождественским храмом-памятником 60-летия освобождения Беларуси. Некоторые печатные издания разразились по этому поводу грандиозными статьями, в которых в адрес А.В.Суворова и русских солдат вылито немало грязи. Интернет бурлит дискуссиями о Суворове, о восстании 1794 г., о строящемся в Кобрине храме и о многих других событиях, связанных с этой темой. А недавно в Кобрине появились подметные письма с совершенно гнусной картинкой, на которой солдаты российской армии изображены в обличье чертей.
Прекрасно понимая, что организаторам и вдохновителям этой русофобской кампании нет смысла приводить какие-либо доводы против их точки зрения (эти аргументы в любом случае не будут услышаны и приняты во внимание), хотелось бы обратиться к читателям, которые стали либо могут стать жертвами этой спланированной акции.
Оставим за рамками этой статьи обсуждение различных взглядов на восстание 1794 года, оценку разделов Речи Посполитой в конце XVIII века и их политические последствия. Не ставя своей целью хронологическое изложение исторических событий, обратимся к одному из центральных действующих лиц этой непростой истории двухсотлетней давности, А.В.Суворову, и попробуем разобраться, насколько правы авторы статей, обвиняющих этого человека во всех смертных грехах.
Заранее приношу читателям извинения за обилие цитат, точное указание источников информации и несколько тяжеловатый язык документов XVIII века, но в то же время надеюсь и на понимание: нелепые и голословные обвинения можно опровергнуть только с их помощью.
Итак, какими же мифами пестрят сегодня газетные и Интернет-статьи, призывающие предать анафеме имя полководца Суворова?
Миф первый
Суворов-вешатель
Речь пойдет о событиях подавления восстания 1794 года. На редкость слаженным и дружным хором звучат голоса тех, кто утверждает, что «…местное население подвергалось массовым казням, по пути следования суворовских войск стояли бесчисленные виселицы» (газета «Труд 7» 1.03.2007 г. «Темная история»).
Или вот еще цитата из статьи «Храм-памятник вешателю Суворову» (газета «Секретные исследования» №3 2007 г.): «Местное население подвергалось массовым казням, как во время оккупации Гитлера, …всюду по пути следования своих войск Суворов оставлял вереницы виселиц с повешенными белорусами». Примерно то же самое читаем в прокламации правого альянса: «…всюду по пути продвижения карателей оставались ряды виселиц с повешенными белорусскими партизанами».
Впечатляет! Представляю реакцию неискушенного читателя, который впервые столкнулся с подобной оценкой действий Суворова на территории современной Беларуси. Только вы ничего странного не замечаете? Ощущение такое, что все это писано под копирку, по-школьному «содрано» с одного автора, когда-то запустившего этот миф на страницы прессы. Расчет простой: чем страшнее, тем скорее поверят.
В отличие от авторов приведенных выше цитат попробуем без лишних эмоций обратиться к первоисточникам.
Из приказа П.С.Потемкина об изучении и выполнении инструкции А.В.Суворова о действиях войск в бою и указания по обучению войск, 22 августа 1794 г. (орфография оригинала): «… Строжайше рекомендую всем господам полковым и баталионным начальникам внушить и толковать нижним чинам и рядовым, чтобы нигде при переходе местечек, деревень и корчм ни малейшего разорения не делать. …Пребывающих спокойно щадить и нимало не обидеть, дабы не ожесточить сердца народа и притом не заслужить порочного названия грабителей. Приказ сей да будет читан всем нижним чинам.» (А.В.Суворов. Документы. Том 3. М. 1952, стр. 347-348).
Еще документ. Из приказа А.В.Суворова войскам, находящимся в Польше, о боевой подготовке, 22 августа 1794 г.: «…Крайне остерегаться и от малейшего грабежа, который в операции есть наивреднейшим; иное дело штурм крепости… В поражениях сдающимся в полон давать пощаду. Обывателям ни малейшей обиды, налоги и озлобления не чинить; война не на них, а на вооруженного неприятеля.» (там же, стр. 350).
А вот выдержки из диспозиции А.В.Суворова к штурму Праги (близ Варшавы) 23 октября 1794 г.: «Его сиятельство граф Суворов приказал:… В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Кого из нас убьют — царство небесное, живым — слава!» (там же, стр. 398).
Прибавим сюда же дополнительные указания А.В.Суворова к штурму Праги 23 октября 1794 г.: «3-е. Згода! пардон. — Отруць бронь. Кои положат ружье, тех отделить: вольность! — пашпорты!» (там же, стр. 398).
Сей документ требует небольшого комментария. К вопросу о»пашпортах» мы еще вернемся, а смысл приказа становится понятен, если вспомнить, что «згода» по-польски значит «мир», а «отруць бронь» — «положи оружие». Уж куда лаконичнее! Понятно даже для польскоязычного населения Праги — укрепленного предместья Варшавы.
Последние два приказа накануне штурма Праги вечером 23 октября были прочитаны в войсках по три раза, чтобы каждый солдат потверже их запомнил. (А.Петрушевский. Генералиссимус князь Суворов. Том второй. СПБ.. 1884г. стр. 109)
Это лишь наиболее известные выдержки из многочисленных приказов Суворова относительно поведения подначаленных ему войск во время проведения военных операций на чужой территории. И это далеко не все приказы, в которых, вопреки военным обычаям того времени, говорится о гуманном обращении с мирными жителями и военнопленными.
Так что же, следуя логике письменных приказов Суворова, следует делать с мирным обывателем и даже вооруженным неприятелем, который решил прекратить вооруженное (подчеркиваю — вооруженное!) сопротивление? Где же те ряды виселиц, что в кошмарных снах преследуют ненавистников Суворова?
Или этих письменных приказов не достаточно для понимания того, что никаких карательных акций против мирного населения с ведома и тем более по приказу Суворова не было и быть не могло? Ни в одном из многочисленных документов того периода нет и намека на какие-либо виселицы и казни гражданского населения. А ведь Суворов достаточно часто и подробно отчитывался перед начальством о ходе ведения боевых действий. Более того: в войсках, подчиненных Суворову, достаточно жестко обходились с мародерами. Противником для войск Суворова всегда был вооруженный неприятель, будь то регулярная армия Османской империи или повстанческая польская армия.
Могут возразить: а как же Прага, где во время штурма пострадало мирное население? Что ж, обратимся вновь к источникам, только сначала кратко напомним предысторию — начало восстания в Речи Посполитой.
В апреле 1794 года в Варшаве восставшие под предводительством Яна Килинского внезапно напали на русский гарнизон. В плен никого не брали, убивали всех на месте. Известный историк Н.И.Костомаров писал: «По всей Варшаве возрастал ужасный шум, выстрелы, свист пуль, неистовый крик убивающих: «до брони! бей москаля! кто в Бога верует, бей москаля!». Врывались в квартиры, где помещены были русские, и били последних; не было спуска ни офицерам, ни солдатам, ни прислуге… Солдаты третьего батальона киевского полка в тот день причащались, они собирались где-то в устроенной в палаце церкви. Было их человек пятьсот. По известиям Пистора, всех, находящихся в церкви, перерезали безоружных». (Н.И.Костомаров. Последние годы Речи Посполитой. СПБ., 1870, стр.727, 732).
Историк А.Ф.Петрушевский также отмечает: «… в четверг на Страстной неделе поднялась Варшава. Русский гарнизон, внезапно атакованный, не подготовленный к отпору, … потерял свыше 4000 человек убитыми, ранеными и пленными…» Таким было начало восстания. Обратите внимание: канун праздника Пасхи.
Теперь о событиях в Праге, которые произошли полгода спустя: «Прага, обширное предместье Варшавы, расположена на правом берегу Вислы … Соединялась Прага с Варшавой длинным мостом (другой находился ниже города)… Суворов с самого начала штурма находился на холме, в версте от передней линии польских укреплений, и следил оттуда за ходом боя.
По скорости, с которой русские появились на укреплениях и двигались вперед, он видел, что войска сражались не только с особенной энергией, но и с крайним ожесточением… На общую беду своих (жителей Праги — прим. автора), многие спрятавшиеся в домах, не исключая и женщин, стали оттуда стрелять, бросать каменьями и всем тяжелым, что попадалось под руку. Это еще усилило ярость солдат… Суворов, сам не ожидавший такого ожесточения, содрогнулся за участь Варшавы. Мост оберегали, но при том градусе возбуждения, до которого дошли войска, гарантия становилась недостаточной. Военный разгром польской столицы не входил в цели прагского штурма. Суворов отдал приказание — немедленно разрушить мост с нашей стороны. Мост запылал, путь в Варшаву был закрыт…» (А.Петрушевский. Генералиссимус князь Суворов. Том второй. СПБ., 1884 г. стр. 110,118-119).
С кем же так ожесточенно воевали русские войска в Праге? Рапорт А.В.Суворова П.А.Румянцеву о показаниях пленных поляков и об обстановке в Варшаве накануне штурма, 17 октября 1794 г.: «…Ныне в Праге мятежничьих войск при Зайончике, Мокрановском и иных: пехоты 15000, конницы 2500 да жителей, могущих защищаться, до 2000, пушек более 100» (А.В.Суворов. Документы. Том 3. М. 1952, стр. 393).
В другом документе от 19 октября Суворов прямо называет прагских обывателей вооруженными. Откуда у «мирных жителей» оружие? Один из возможных вариантов следующий: во время восстания в Варшаве в апреле того же года «…заговорщики ворвались в арсенал и овладели им. Из арсенала дали несколько выстрелов: это был сигнал, что оружие в руках заговорщиков, и толпа бросилась туда за ними. Разбирали оружие, какое кому было нужно.» (Н.И.Костомаров. Последние годы Речи Посполитой. СПБ., 1870, стр.727).
Выходит, что сопротивление в Праге оказывала не только вооруженная повстанческая армия, но и некоторая часть мирных жителей оказалась не такой уж мирной, что спровоцировало ответные действия. Возможно, стоит отдать дань уважения гражданским жителям предместья, которые сочли нужным с оружием в руках встретить неприятеля, только называть таких жителей «мирными» не стоит.
Штурм Праги давно стал камнем преткновения в сложных и неоднозначных отношениях между Россией и Речью Посполитой. Чтобы понять, что же произошло 24 октября 1794 на берегах Вислы, обратимся вновь к мнению историка Костомарова: «Польские рассказы, а за ними и европейские повествования об этой войне говорят, будто русские варварски истребили всех обитателей Праги, не исключая женщин и детей, и вся Прага представляла кучу развалин. Известие это не выдерживает критики. Что Прага не вся была истреблена, доказывается уже тем что, впоследствии, при размещении войска по квартирам, часть русского войска помещена была на квартирах в Праге, а это было бы невозможно, если бы в ней все дома были сожжены и жители истреблены. Нельзя предположить, чтобы жители Праги оставались в предместье, когда существовало 2 моста в Варшаву; особенно женщины с детьми, по естественному чувству самосохранения, должны были бежать, если не прежде прибытия Суворова, то по крайней мере, когда уже начата была русскими канонада. Само польское военное начальство должно было содействовать тому, чтобы удалить женщин и детей, дабы их вопли и крики не производили на солдат ослабляющего влияния, и деморализовали мужества войска. Таким образом, если происходили варварства над жителями, почему-нибудь не успевшими выбраться из Праги, то, вероятно, в небольшом числе, тем более что, по сказаниям самих поляков, как только русские овладели Прагою, Суворов послал офицеров оповестить жителей, какие оставались в Праге, чтобы они скорее выходили с правой стороны Праги, и бежали в русский лагерь, где они могут быть безопасны, и все действительно, которые по этому призыву ушли туда, остались целы… Во всяком случае, несколько совершенных варварств в Праге в тот день, не могут падать на память великого полководца, который в самый развал битвы имел настолько великодушия и благородства, что помышлял о спасении беззащитных врагов.» (там же, стр. 842-844).
Как видим, не все так просто было в этом случае с эмоциональной точки зрения. Стоит ли говорить о том, что во все времена ни одна армия мира не отличалась галантностью поведения во время военного штурма. Может, припомнить в этой связи походы армии Стефана Батория на Великие Луки и Псков, подавление казацко-крестьянского восстания на юге Беларуси войсками Януша Радзивилла в 1648-51 гг. (Пинск, Мозырь, Бобруйск и другие города), или историю вторжения в 1812 году «просвещенной» французской армии в Москву, которая, кстати, даже не была взята штурмом и поэтому не могла считаться трофеем по военным законам? К сожалению, эти самые писаные и неписаные законы военного времени всегда были достаточно жестоки. Но это было нормой. В свое время именно Суворов выступал против этих норм. Известно, что он никогда не пользовался военными трофеями, личным примером стараясь противостоять многовековой традиции.
По крайней мере, тогдашние жители Варшавы, которым при неблагоприятном для них исходе боя в Праге грозило настоящее бедствие, по достоинству оценили спасение Суворовым столицы Речи Посполитой от неминуемого военного разгрома. Сегодняшние оппоненты Суворова очень не любят вспоминать эпизод с сожженным по приказу Суворова мостом через Вислу, который таким необычным способом уберег Варшаву с остатками повстанческого войска от катастрофы. Более того, перед входом русских войск в Варшаву Суворов писал варшавскому магистрату 26 октября 1794 г.: «Когда войска… проходить будут чрез Варшаву, прошу о благоразумном мероположении к соблюдению тишины и спокойствия в сем городе от полевых внутренних войск, ежели будут. Торжественно сим паки уведомляю, что обыватели, мещане и посторонние защитою их особ и имения пользоваться будут и забвению все предано будет…» (А.В.Суворов. Письма. М. 1986. стр. 282).
Суворов сдержал свое обещание и насчет защиты населения, и насчет забвения всего происшедшего. А благодарные жители мятежной столицы через несколько дней после штурма Праги преподнесли полководцу необычный подарок: «… поднесена мне от магистрата Варшавского именем обывателей табакерка с лаврами из бриллиантов и надписью вверху герба варшавского плывущая сирена – Warszava zbawce swemu; внизу Dn. 4 listopada 1794.» (А.В.Суворов. Письма. М., 1986. стр. 284). Надпись на шкатулке переводится очень просто: «Варшава своему избавителю». Вот так. Согласитесь, есть о чем задуматься.
Миф второй
Суворов жесток и мстителен
О «жестокости и мстительности» Суворова говорят интересные факты. Речь идет о судьбе пленных повстанцев, которыми в первое время после капитуляции Варшавы занимался Суворов.
«…Граф Суворов великие оказал услуги взятием Варшавы, но зато уж несносно досаждает несообразными своими там распоряжениями. Всех генерально поляков, не исключая и главных бунтовщиков, отпускает свободно в их домы, давая открытые листы…» — возмущенно писал статс-секретарь Екатерины II дипломат Д.П. Трощинский .
Хотите факты? Пожалуйста! Из 10000 взятых в плен повстанцев более 6000 были отпущены по домам. (А.В. Суворов. Документы. Том 3. М. 1952. стр. 399, 403). Это касалось как рядовых повстанцев, так и их руководителей. Выдержка из рапорта А.В.Суворова П.А.Румянцеву от 13 ноября 1794 г: «…Явились ко мне генералы Мокрановский, Велегурский, Павел Грабовский и Хлевинский с покорностию. Первым двум даны паспорты в Галицию, третьему в дом отца, а последнему в Литву (також прежде сутками князь Юзеф Понятовский, благомыслящий нам)… Дембровский же уволен с паспортом в его поместье в Саксонию.» (там же, стр. 430).
Императрице Екатерине II Суворов 5 декабря 1794 года докладывал о том, что жителям Варшавы им, Суворовым, от имени императрицы «…объявлена свобода и забвение; что от прощенных мятежников взяты реверсы (обещания) в том, что будут жить спокойно и воздержатся от вредных России замыслов; что лица эти уволены с паспортами по домам, а некоторые остались жить в Варшаве». (А. Петрушевский генералиссимус князь Суворов. Том второй. СПБ., 1884г. стр. 169-170).
И вновь это лишь небольшая часть документов, в которых Суворов лично докладывает начальству о том, что рядовые и офнцеры-повстанцы отпущены домом с миром.
Где еще и в какие времена с поверженным противником обращались так лояльно? Достаточно было обещания не обращать своего оружия против России, чтобы вчерашнего повстанца отпустили на свободу. Кстати, некоторые из офицеров своего слова не сдержали и впоследствии с охотой приняли участие в составе наполеоновских войск в военных действиях против России.
А вот еще один показательный эпизод. После капитуляции Варшавы Суворов во время аудиенции с польским королем Станиславом Августом дал мятежным войскам, сложившим оружие, такие гарантии:
войска, по сложении оружия перед их начальниками, тотчас отпускаются с билетами от их же чиновников в свои дома и по желаниям;
вся их собственность при них;
начальники, штаб и обер-офицеры, как и шляхтичи, останутся при оружии.
В конце разговора «…Станислав-Август попросил отпустить из числа пленных одного офицера, который в прежнее время служил при нем, короле, пажом. Суворов тотчас же согласился и спросил, не пожелает ли король получить еще кого-нибудь. Не ожидая такой любезности, Станислав-Август обнаружил что-то вроде удивления, но Суворов, улыбаясь, предложил ему сто человек, даже двести. Замечая, что недоумение короля возрастает, Суворов пошел дальше и сказал, что готов дать свободу 500 человек по королевскому выбору. Станислав-Август не знал, как выразить ему свою благодарность и послал генерал-адъютанта с приказом Суворова…
Посланный предъявил приказание Суворова, освободил свыше 300 офицеров, а остальных, до полной цифры 500, выбрал из унтер-офицеров и рядовых.» (А.Петрушевскии. Генералиссимус князь Суворов. Том второй. СПБ., 1884 г. стр. 139-140). Действительно, достойный образец «жестокости».
На всякий случай обратимся к воспоминаниям старожилов Кобринщины, которые в 1900 году охотно рассказывали предания о походах Суворова по Брестским землям, почерпнутые ими от своих предков — свидетелей этих событий. Варшавский военный журнал в 1900-1901 гг. публиковал эти воспоминания в нескольких номерах. При всем желании увидеть там хоть какую-нибудь ненависть рассказчиков к Суворову или его армии, таковые попытки заканчиваются безрезультатно. В сознании коренного населения не сохранилось и тени воспоминаний о якобы совершенных войсками Суворова жестокостях.
Рассказывали о многом: о военных операциях, о разведке, о привалах русской армии, о самом Суворове, только нет в этих рассказах верениц виселиц. Согласитесь, из памяти народа невозможно вычеркнуть кровавые эпизоды истории, если таковые были на самом деле. А вот старожилы этих мест подобных эпизодов упорно не припоминают.
Еще пару слов к вопросу о жестокости: те же варшавяне, которые в апреле 1794 года взялись за оружие, отличились не только истреблением русского гарнизона и членов русских семей, но даже и своих соотечественников, сочувствующих русским: «…Поляки врывались всюду, где только подозревали, что есть русские, хотя бы они не были военные, а посольские или просто частные лица, искали и найденных убивали… Убивали не одних русских. Довольно было указать в толпе на кого угодно и закричать, что он московского духа, толпа расправлялась с ним, как и с русским.» (Н.И.Костомаров. Последние годы Речи Посполитой. СПБ., 1870, стр. 727, 735).
Миф третий
Народное восстание
Конфликт между Россией и Речью Посполитой, который вылился в восстание 1794 года, завершился на берегу Вислы капитуляцией Варшавы. Только при чем здесь белорусские крестьяне, которые в основной своей массе не поддержали это восстание, и за которых так ратуют авторы душераздирающих статей? Попробуем разобраться и в этом.
Для начала мнение современного историка: «Восстание 1794 года на территории Беларуси продолжалось не многим более пяти месяцев. Оно не было поддержано большинством населения Беларуси, не желавшим бороться за сохранение старых порядков времен Речи Посполитой». (Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси. Минск, 2004 стр.156).
А как эти далекие события выглядят в свидетельствах очевидцев и участников? Некоторые документы, опубликованные в книге «Восстание и война 1794 года в Литовской провинции (по документам архивов Москвы и Минска) Минск, 2001 г.», проливают свет на более чем странные способы комплектования вооруженных сил повстанческой армии. И если оппоненты Суворова утверждают, что белорусские крестьяне из патриотических настроений шли в повстанческие отряды, то ряд приводимых ниже документов позволяет в этом сильно усомниться.
Из показаний 12 ок¬тября 1794 г. на смоленском следствии шляхтича Т. Вышемирского относительно призыва в ополчение жителей местечка Воложин (орфография оригинала сохранена): «…когда польский намесник Павловский читал ему, Вышемирскому, универсал, чтобы давать крестьян к возмущению против России, а ежели даны не будут, то они отозвались ево Вышемирскаго повесить, почему и согнал он всех крестьян с фольварка Адампольскаго более ста человек в то местечко Воложин с ружьями, косами и пиками, и сие учинил из боязни, чтобы за ослушание самого его не умертвили. Отлучаться же ему было нельзя за тем, что за ним присмотр имели» (РГАДА, ф.7, оп.2, д.2869, ч.1, л.83).
Свидетельство на смоленском следствии сморгонского мещанина М.Куницкого; «Когда же в местечке Сморгони были читаны польские универсапы, чтобы жители против российских войск имели предосторожности и пики, а ежели кто не будет послушен, тех велено вешать, то означенный Францишевский велел зделать виселицу и, призвав его, Куницкаго, приказал объявить всем крестьянам, чтобы они зделали пики…, а его, Куницкаго, призвав, приказал, чтоб крестьяне российским войскам противились. Однако ж он с крестьянами … сделанныя пики сожгли и когда российское войско вошло в Сморгонь, то он, Куницкий, равно и шляхтич Гедымин, никакого оному сопротивления не делали. Показанное о пиках приказание делал, боясь угроз означеннаго Францишевского виселицею» (РГАДА, ф.7, оп.2, д. 2869, ч.1, л.92-92 об).
Свидетельство в смоленской комиссии шляхтича Ю.Мацулевича относительно комплектования вооруженных сил восстания: «… начали к ним приезжать польские жолнеры с своими офицерами человек по дватцати и по тритцати и приказывали им, шляхте, чтоб они шли к ним в службу со устрашением, ежели кто в службу к ним не пойдет, то будет повешен… Он же, Мацулевич, по приказу поляков в польскую службу не пошел, но от того укрывался. После того в июне месяце поляки напали поблизости его жительства владения старосты Манузы, в коих живут крестьяне,… и как начали их разорять и грабить… Тех же крестьян жолнеры взяли и повели с собой и продержали их месяца с два» (РГАДА, ф.7, оп.2, д. 2869, ч.1, л. 178-178 об). На всякий случай расшифрую: РГАДА — Российский государственный архив древних актов.
Так вот, оказывается, каким способом попадали некоторые крестьяне в «добровольную» повстанческую армию! Вот где замелькали реальные виселицы для непокорных крестьян!
Даже сподвижник Тадеуша Костюшко Юлиан Немцевич в своих воспоминаниях с горечью писал о том, что воззвания Костюшки к простому народу часто вызывали недоверие крестьян и саботаж помещиков: «Шляхта, якая прывыкла без перашкодау карыстацца маемасцю сваiх сялян, супрацiулялiся выкананню загада Начальнiка (Касцюшкi) высылаць пятага селянiна з касою у армiю. Нават сельскi народ, якi так доуга быу у няволi, у большасцi не прадбачыу лепшай долi, не зазнаушы яе, быу абыякавы». (Юхо Я., Емельянчык У. Нарадзiуся я лiцвiнам… Мiнск, 1994 стар.ЗЗ)
Миф четвертый
Откуда есть пошло крепостное право на Беларуси
Оказывается, на «штыках Суворова» было впервые принесено крепостное право на Беларусь! (газета «Секретные исследования» №3 2007 г. «Храм-памятник вешателю Суворову»).
Вот это открытие! Позвольте спросить у авторов статьи: а какими крестьянами владели польские и литовские магнаты на протяжении всей истории существования государства Речи Посполитой? Интересно, о чем это пишет «Энцыклапедыя гiсторьй Беларусi” (Мiнск, 1999. том 5) в статье «Прыгоннае права»: «На Беларусi прыгоннае права начало набываць акрэсленыя формы у 15-16 ст., калi яно заканадауча замацоувалася Казiмiравым прывiлеем 1447, «Уставай на валокі» 1557, Статутам Вялікага княства | Літоўскага 1566 і Статутам Вялікага княства Літоўскага 1588… У шэрагу краін Цэнтр. і Усх. Еўропы (Германія, Венгрыя, Чэхія, Польшча, ВКЛ і інш.) у 16-18 ст. прыгонная залежнасць| сялянства ўзмацняецца.»
По свидетельству современнников, которых вряд ли можно обвинить в стремлении сгустить краски, крепостническая эксплуатация крестьян Беларуси, как и всей Речи Посполитой, имела самые тяжелые формы. Польский публицист середины XVII в. А.Старовольский утверждал, что в Речи Посполитой «нет ничего, кроме дикого рабства, отдавшего жизнь человека в полную власть его пана. Любой азиатский деспот не замучит за свою жизнь столько людей, сколько замучат за один год в свободной Речи Посполитой» (Цитата по П.Д.Брянцев. История Литовского государства с древнейших времен. Вильна, 1899, стр. 435)
Каких только глупостей не пытаются вбить в голову доверчивого читателя авторы антисуворовских статей! Может быть, стоит хоть немного уважать этого самого читателя и не пытаться навязать ему не только непроверенную информацию, но и откровенную дезинформацию?
Кстати, о крепостных. Бурю возмущения у автора статьи «Храм на крывi” Е.Онищенко (газета «Народная воля» 18.01.2007 г.) вызывает тот факт, что Суворову было подарено имение «Кобринский Ключ» с 14-ю тысячами крепостных крестьян. У других авторов встречаются цифры 18, 20, 28 тысяч крестьян. И откуда только берутся эти цифры? Если с потолка — тогда понятно. Внесем ясность и тут: в тексте Указа Екатерины II сказано, что в подаренном имении «по представленной нам ведомости показано 6922 души мужского пола». Понятно, что крестьян обоих полов было, конечно же, больше, но почему называются любые другие цифры? Вроде мелочь, а опять похоже на дезинформацию.
Миф пятый
Ему бы только воевать со славянами!
Тот же автор утверждает, что Суворов “просто-таки вымолил у императрицы разрешение отправиться на расправу с новыми бунтовщиками» в Польше (газета»Народная воля» 18.01.2007 г.). Дело в том, что Суворов, находясь в бездействии в Херсоне и наблюдая за развитием событий на юге (приготовления Турции к войне) и на западе (разгорающееся в Речи Посполитой восстание), действительно рвался в бой. Он действительно неоднократно обращался к императрице с просьбой дать ему возможность применить свой военный талант на поле боя. Вот только где? Вы не поверите: нет, не в Польше. Во Франции!
Наблюдая за развитием событий в революционной Франции, которая только что казнила своего монарха, Суворов прекрасно понимал, что рано или поздно, но участие России в антифранцузской войне неизбежно (как это и случилось позже, в 1799 г.) А пока в первую антифранцузскую коалицию Россия не вошла, но 24 июля 1794 г. Суворов обращается к Екатерине II с повторным прошением: «всеподданнейше прошу уволить меня волонтером к союзным войскам» имея в виду австрийские войска (А.В.Суворов. Документы. Том З. М. 1952. стр.334). Его настойчивые просьбы дважды отклоняются императрицей. Впоследствии и Суворов первым из российских полководцев противопоставит свою силу набравшим мощь наполеоновским войскам, но это будет лишь 5 лет спустя. А пока…
Так что ни о каком «вымаливании” разрешения на усмирение польского мятежа не было и речи. Зачем пытаться выдавать желаемое за действительное — непонятно.
И напоследок еще один повод к размышлению. Присоединение Белорусских земель к России, которое состоялось в том числе и благодаря военной деятельности Суворова, остановило процесс ополячивания (читай — окатоличивания) белорусского населения, который активно шел в XVI-XVIII вв. на территории современной Беларуси. В связи с этим предлагаю подумать на такую тему: может быть, неспроста связывается строительство нового православного храма с именем православного воина Суворова?..
Вместо эпилога
Много интересного можно узнать, читая сегодня антисуворовскую прессу. С некоторыми мыслями можно согласиться, с некоторыми — поспорить, некоторые отвергнуть с негодованием. Но хочется призвать авторов этих страстей не нагнетать на пустом месте истерию и не поднимать в наше и без того сложное время волну антирусских настроений.
А читателю хочется пожелать разобраться в этом сложном море информации и не оказаться втянутым в нечестную игру.
Бабенко Е.В., директор Кобринского военно-исторического музея им. А.В. Суворова.