Валерий Падеров о себе, учителях и МнСВУ

Воспоминания-размышления

И лестница державная наверх,
где наш Суворов в позе гордой

Сегодня некоторые моменты далекого прошлого всплывают в памяти с юмором, а тогда порой, ой, как было не до смеха. Я намеренно буду описывать иногда то, что может показаться смешным, и через это покажу, чем мне дорого Минское суворовское военное училище.

Родился я, Падеров Валерий Владимирович, 10 января 1949 года. В 1964 году, пятнадцатилетним мальчишкой, поступил вместе с другом детства в Минское суворовское военное училище, которое закончил в 1967 году.

Друг детства, Валерий Вахнин, поступал вместе со мной в девятый класс после девятого, а я после восьмого, из-за чего я иногда в шутку, называл его второгодником. Мы жили в г. Слуцке (Минской обл.), в одном подъезде, дружили и мы, и наши родители. И я, и Валера росли и воспитывались в семьях военнослужащих. Наши отцы были офицерами, а его отец был и фронтовиком. Мы не читали «Алые погоны» Б.В.Изюмского о суворовцах. Не знали, что такая книга существует, но много читали книг на военную тематику. Это и то, что наши отцы военные, повлияло на желание стать офицерами. Мы решили попробовать поступить в Мн СВУ. И продолжить дело отцов.

Мы понимали, что жизнь офицера сложна, но тогда для нас она была окутана ореолом романтики.

Валерий Павлович Вахнин закончил службу полковником, служил во многих местах, в том числе на Гремихе, что под Мурманском. Но, куда бы его ни «забрасывала» военная судьба, мы на протяжении полувека встречались, общались.

Кстати, мой сын Алексей, тоже закончил Мн СВУ, сейчас служит майором в Вооруженных силах Республики Беларусь. И если бы я стал офицером, можно было бы говорить о семейной военной династии.

Наше училище было создано в 1953 году спустя 10 лет после известного постановления СНК СССР ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» от 21 августа 1943 года, которое подписал И.В.Сталин. В нем говорилось, в частности, о создании 9 суворовских военных училищ в СССР по типу старых кадетских корпусов (добавлено Сталиным).

При наборе педагогических и военных кадров в наше училище и в работе с ними использовался тот богатый опыт, который был уже накоплен за прошедшие десять лет работы суворовских училищ. Поэтому наши преподаватели, многие из которых пришли из других суворовских училищ, были высококлассными специалистами, некоторые носили высокое звание «Заслуженный учитель Республики». А многие наши офицеры-воспитатели были заслуженными военными, уважаемыми людьми. Многие из них воевали. Наш командир роты подполковник П.Д.Гвоздик – фронтовик. Офицер-воспитатель майор А.Г.Саламатов, преподаватель химии подполковник И.С.Солдатенков, преподаватель истории и обществоведения подполковник П.Я.Погребной, преподаватель русского языка и литературы майор Д.А.Зубко — все они воевали. Этот список можно было бы продолжить. А.Г.Саламотова мы знали майором, И.С.Солдатенкова, П.Я.Погребного — подполковниками, потом они получили звание полковника.

Это они и их коллеги заложили в нас тот запас знаний и навыков, которые пригодились нам в жизни, как бы судьба каждого не сложилась. Это они сформировали у нас активное мировоззрение, общеобразовательный кругозор и преданность, верность нашему Отечеству.

Известно, что база знаний, интеллект закладываются в человеке в ранние годы, в отрочестве. Именно в этом возрасте мы проходили учебу в Мн СВУ. А потом новые знания «нанизываются» на созданную базу, как в детской пирамиде.

Мой друг детства Валера Вахнин как-то сказал: «Я закончил Минское суворовское военное училище, и потом где бы я ни учился, я никогда не учился». Шутил, конечно, но поскольку в каждой шутке есть доля правды, то главное он выразил. А главное в том, что в училище нас научили учиться. Это основной, главный урок, который мы получили в Минском суворовском военном училище.

Я пользовался авторитетом в свои пятнадцать лет, и ребята взвода избрали меня секретарем комсомольской организации коллектива, а наш командир роты подполковник П.Д.Гвоздик назначил меня командиром отделения. Так я стал вице-сержантом.

Коллектив нашей роты был замечательный. И коллектив взвода, роты сыграл огромную роль в формировании у нас личностных качеств. Вот уж действительно, было так: «Один за всех, и все за одного».

Начал писать свои воспоминания 11 ноября 2011 года (11.11.2011). С некоторых пор я стал запоминать события, произошедшие одиннадцатого числа. Удар (инсульт) у меня случился 11.04.1998. Башни-близнецы в Нью-Йорке были взорваны и рухнули 11 сентября 2001 г. Теракт в Мадриде произошел 11 марта 2004 г. Взрыв в Минском метро произошел 11 апреля 2011 г. Это, хоть и печальные, но факты. Стал я недавно думать, откуда взялось число одиннадцать. И вспомнил.

Однажды преподаватель русского языка и литературы майор Д.А.Зубко, заслуженный учитель БССР, проводил в нашем взводе разбор диктанта.

«Вице-сержант Падеров, иди к доске. Напиши слово «одиннадцать» — сказал он.

Я написал – «одинадцать».

«Вот так ты написал и в диктанте, с одним «н», а это слово пишется с двумя. Теперь на доске, через запятую, напиши слово «одиннадцать» одиннадцать раз».

Когда я это выполнил, он сказал: «Вот теперь, Падеров, на всю жизнь запомнишь, что число «одиннадцать» пишется с двумя «н».

Это же надо, осуществить такой талантливый педагогический прием! Как сейчас, через столько лет, не вспомнить только за это, с любовью и уважением своего преподавателя Дмитрия Алексеевича. Он писал стихи. Писал сам и нас к этому призывал. Иногда, во всех взводах мы вместо двухчасового сочинения писали стихи и потом лучшие из них были собраны в книгу. Такая книга была в каждом взводе.

Многие наши преподаватели, фронтовики, прошедшие грозную, смертельную войну, во время работы с детьми открыли в себе поэтический талант и нас учили мыслить образами. Некоторые из них, как, например, преподаватель химии подполковник И.С Солдатенков, выпустили сборники своих стихов. Казалось, что может выразить в стихах преподаватель такого «сухого» предмета, как химия? Может! Видимо, работа с нами, мальчишками, желание вложить в нас как можно больше духовного привело их к написанию стихов. Это тоже урок. Урок отношения к детям, любви к ним, что подвигло их писать стихи.

Недаром, некоторые выпускники нашего училища писали стихи, которые вошли в книги. Для некоторых из выпускников введение в мир поэзии стало истоком поэтического таланта.

В одном из стихотворений Д.А Зубко. есть такие строки:

Нет, не станет суворовец бывшим,

Как бы тебя не ломали года.

Ту же музыку юности слышишь,

Тем же воздухом юности дышишь.

Ведь суворовец — навсегда.

А.И.Думачев, преподаватель математики, тоже иногда читал нам свои стихи на уроках. Однажды, когда мы проходили формулы круга, он сказал: «Вы только задумайтесь – prl, звучит как стих».

В качестве примера приведу строки из стихотворения нашего выпускника:

Вспомним первый парад,
Тренировки, муштру.
Вспомним первый наряд
И слезу на ветру…

Вспомним: баню, чердак,
Самоволку, подъем.
«Шагом марш!»,»Шире шаг!»,
«Шаг на месте», «Бегом…»

К.И.Зайцев, выпускник Мн СВУ 1960 г.

Чунишков Геннадий, выпускник Мн СВУ 1964 г. в одном из своих стихотворений писал:

И лестница
державная наверх,
Где наш Суворов
в позе гордой
Запомнится отныне
и навек,
На все оставшиеся
годы.

Первосуворовец, кандидат технических наук, полковник в отставке В.Е.Аниканов в одном из стихотворений написал:

Мы старались, трудились, взрослели

Нас учили Отчизну любить.

Офицерами стать мы хотели,

Чтоб достойно отцов заменить.

Наш одиннадцатый выпуск самый сильный за всю историю   Минского суворовского военного училища. Один из нас стал министром Обороны Южной Осетии (Танаев Юрий), двое — генерал-полковниками, пятеро – генерал-лейтенантами, около 85% выпуска – полковниками. Но когда мы видимся на традиционных встречах, на погоны и чины не смотрим, и обращаемся к друг другу только на «ты».

Например, мне приходилось встречаться с директором Минского государственного торгового колледжа А.К.Легчиловым. И когда мы при первой встрече узнали, что мы оба суворовцы, сразу перешли на «ты». Среди известных людей много суворовцев. Например, дважды герой Советского Союза, летчик космонавт СССР В.А.Джанибеков, министр иностранных дел И.С.Иванов (сейчас Секретарь совета безопасности России), губернатор Московской обл. Б.В.Громов. Певец Александр Тиханович (выступает вместе с Я.Поплавской) закончил Мн СВУ.

А как забыть наш летний лагерь в Трепалово (Минской обл.), где мы на практике осваивали науку побеждать? Помнятся и стрельбы боевыми патронами (за каждым из нас был закреплен автомат Калашникова), и палатка, в которую мы входили в противогазах, так как она была заполнена отравляющим веществом, и отработка тактических приемов ведения боя, и многое другое.

Бытует мнение, что армия делает из юношей при прохождении ими срочной службы после 18 лет настоящих мужчин. Из нас же воспитывали мужчин до 18 лет, чтобы потом мы грамотно работали с такими юношами.

В День рыбака в Трепалово была сильная гроза. Дамба колхозного пруда, который находился неподалеку от нашего лагеря, не выдержала, рухнула. Вода хлынула в лес вместе с рыбой. По тревоге всю нашу роту «бросили» в лес, где мы по колено в воде собирали рыбу, порой, величиной с «поросят» и загружали в машины. Вот это День рыбака – смеялись мы!

Много уроков было в Трепалово, которые и составляли главный урок – урок отношения к военной жизни. И поэтому все из нашего выпуска добились многого в жизни. Мы всегда готовы прийти на помощь друг другу. Кадетское братство незыблемо, прочно и навсегда.

В рамках кадетского братства плодотворно проводит военно-патриотическую работу среди молодежи ОО Белорусский суворовско-нахимовский союз (БСНС), используя силы и опыт выпускников суворовских и нахимовских училищ бывшего Советского Союза.

Председателем совета БСНС является полковник Юрий Петрович Сеньков, с которым я учился в одной роте Мн СВУ. Интересно, что он, проходя службу в Министерстве обороны Республики, перешел служить в училище на должность заместителя начальника училища, вместо того, чтобы служить дальше и получить звание генерала. Вот, что значат родные стены, вот, что значит альма-матер!

Предшественник Ю.П.Сенькова, полковник Исаченко Дмитрий Иванович, чернобылец, член союза журналистов Республики, почетный председатель БСНС, тоже суворовец. Он, обладая большим опытом, сегодня активно работает в совете БСНС и приносит большую пользу в проводимой работе.

Нас учили и воспитывали по заветам великого Суворова. Многие его фразы стали крылатыми. Например, «Жизнь — Родине, честь – никому!».

Или еще пример из нашей суворовской жизни, который свидетельствует о высоком профессионализме тех, кто нас воспитывал. В нашей роте был офицер-воспитатель А.И.Шерстюк. Он был командиром взвода, офицером-воспитателем, в котором учился Валерий Вахнин. Отличный спортсмен, настоящий офицер. Кстати, один из тех немногих офицеров-воспитателей, которые закончили суворовское училище, и поэтому провести его в повседневной жизни было невозможно.

Как-то в овощной магазин, что был напротив училища, завезли арбузы по 8 коп. за килограмм. Это было очень дешево по тем временам, даже для нас. И нам, мальчишкам, очень захотелось его купить и съесть. Кинули жребий. Выпало мне бежать за арбузом. С одной стороны, это самоволка и мне, секретарю комсомольской организации взвода, командиру отделения, серьезному мальчику, как-то не пристало бежать в овощной магазин за арбузом. С другой стороны – жребий есть жребий. Пошел. Купил огромный арбуз и на выходе из магазина нос к носу столкнулся с А.И.Шерстюком. Я что-то начал лепетать в свое оправдание. Но услышал приказ: «Значит так, самовольщик Падеров! Съедите арбуз и придете ко мне в офицерскую». Майор Шерстюк в тот день был ответственным офицером по роте. Съели мы арбуз, и я говорю ребятам: «Все – пошел сдаваться». Наказание, скажем, наряд вне очереди, было обеспечено.

Но в офицерской я с удивлением услышал от майора Шерстюка: «Значит так, вице-сержант Падеров. Я тебя не видел, и ты меня тоже. Я никому ничего не скажу, и ты тоже. Понял? Иди». «Есть», – ответил я и ошарашенный, вышел нетвердой походкой из офицерской комнаты. После этого случая я стал про него говорить – суровый, но справедливый.

Сейчас я понимаю, каким воспитателем с большой буквы был Анатолий Иванович. Он рисковал. Но желание показать, что многое в жизни держится на доверии, оказалось сильнее.

Именно он посоветовал мне заниматься всеми доступными видами спорта, а уж потом остановиться на том, который понравится больше.

Так я и поступил. Посещал секцию волейбола, бокса, моржевания, стрельбы, но остановился на боксе и серьезно им занимался. Дважды защищал честь училища в спартакиаде суворовских училищ СССР. Правда, по шахматам, а не по боксу. Обе спартакиады проходили в, тогда еще, Ленинграде. И оба раза мы попадали на Белые ночи. Великолепное зрелище, когда смотришь ночью, как разводятся мосты! Спартакиада суворовских училищ СССР была для нас, мальчишек, и незабываемым отдыхом.

Однажды А.И Шерстюк. позвонил нам домой и разговаривал с моей мамой. Он сказал: «Спасибо вам, что воспитали такого замечательного сына». Мама ответила: «Это вам и суворовскому училищу спасибо, что воспитали моего сына достойным человеком».

Вообще, отдыху в СВУ отводилось немало времени. И все мероприятия проходили четко и организованно. Подполковник Погребной Петр Яковлевич, преподавал нам историю и обществоведение. Многие из нас пользовались его конспектами, уже учась в высших учебных заведениях. Он находил время и приходил в расположение роты с гитарой чтобы вечерами петь песни, романсы. А на своих уроках нередко рассказывал нам про музеи мира, с показом репродукций картин, про великих людей, про интересные географические места, с показом слайдов и фотографий. Пять последних минут урока отводил пению. Весь коллектив взвода пел в три голоса «Красные гвоздики», а он дирижировал. И так в течение месяца. Потом, репетиция всей ротой и выступление во Дворце профсоюзов г.Минска.

Подобных примеров, характеризующих наших офицеров-воспитателей, преподавателей можно привести множество. Но я вспоминаю именно эти еще и потому, что хочу подчеркнуть, какие замечательные люди нас воспитывали, учили, как они нас любили и пестовали. Они делали все для того, чтобы мы, став офицерами, не стали солдафонами, а выросли образованными, думающими людьми.

После окончания Мн СВУ я поступил в Киевское военное общевойсковое командное училище. Но военным не стал. Не сложилось. Подвело здоровье.

Вернувшись в Минск в сентябре 1970 года, пошел работать на завод Орджоникидзе (головной завод Минского производственного объединения вычислительной техники) учеником монтажника радиоаппаратуры. Мне был 21 год. В этом же году молодежь цеха избрала меня секретарем комсомольской организации.

Так началась моя гражданская жизнь. В 1973 году меня принимают в члены КПСС. В 1977 году закончил вечерний факультет Минского радиотехнического института по специальности ЭВМ.

Тот объем знаний, то воспитание, те жизненные уроки, которые дало мне Минское суворовское военное училище помогали мне. Мне довольно легко было учиться новому. Надо было печатать на пишущей машинке — научился печатать с помощью учебной литературы, надо было преподавать рабочим на курсах — преподавал, надо было написать статью в журнал — написал, надо было выступить по заводскому радио – выступал, надо было разрабатывать нормативные документы для объединения – разрабатывал, за что и был награжден в 1983 году бронзовой медалью ВДНХ СССР. Я тогда работал начальником бюро в отделе научной организации труда.

Неоднократно избирался заместителем секретаря партийной организации цеха, отдела. А с 1985 по 1998 год работал заместителем генерального директора объединения.

Моя гражданская карьера, в хорошем смысле этого слова, состоялась. Как-то заместитель генерального директора по кадрам Р.А.Малаховский сказал: «А знаешь, Падеров, что ты в истории объединения (в котором работало 24 000 человек) единственный, кто за столь короткое время прошел путь от рядового инженера до заместителя генерального директора». Не помню, что я ему ответил, но про себя подумал, что это потому, что здесь не обошлось без тех жизненных уроков, которые я получил за годы учебы в Минском суворовском училище.

Мы называем себя кадетами. И это правильно потому, что мы — носители и продолжатели традиций прошлых кадетских корпусов. Но, строго говоря, мы — суворовцы потому, что закончили Минское суворовское военное училище.

Вспоминается такой случай. Во время учебы в СВУ шла самоподготовка во взводе под руководством офицера-воспитателя майора А.И.Акатова. Приоткрывается дверь и в нее просовывается голова выпускника нашего училища — курсанта МВИРТУ. «Привет, кадеты!»,- говорит он. И вдруг с задней парты тоненький голосок отвечает: «Мы не кадеты, мы суворовцы».

Сегодня много кадетских училищ, куда принимаются даже девчонки. Все они подчинены Министерству образования. Однако мы находились в подчинении Министерства обороны. Поэтому сегодня правильнее, на мой взгляд, называть нас кадетами-суворовцами.

И в заключение хочется отметить, что я бы не стал тем, кто я есть, если бы не Минское суворовское военное училище. Именно оно заложило в нас тот фундамент, тот образовательный кругозор, то воспитание, которые помогли нам потом в жизни. Именно в нем нам преподнесли главный урок – урок жизни.

Этим мне и дорого Мн СВУ.

 

В.В.Падеров, выпускник Мн СВУ 1967 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *