Все начиналось так
Автору сайта обратился с письмом выпускник Минского СВУ первого набора суворовцев Лев Лейкин. И поделился уникальными фактами из истории становления Минского суворовского военного училища.
Лев Лейкин вспоминает…
Мне показалось, что на сайте недостаточно информации об истории училища. Так например в подразделе о истории училища на сайте по сути дана история того места и здания, где оно было организовано. Начиналось оно действительно с указа об открытии в Минске училища, а дальнейшей истории нет. А она такова.
Информация о создании училища была разослана по военкоматам всех областей Белоруссии. Был организован набор от 2-го по 8-ой класс включительно. Дату начала всех мероприятий я не помню, но хорошо помню, что это произошло сразу после ареста в Москве Берии. Пройти надо было 3 комиссии: мандатную, медицинскую, экзаменационную.
Набирали примерно 30-40 человек с области. В середине августа представитель военкомата привёз нас в Минск. Расположились мы на куче битого кирпича и мусора в том месте, где потом был разбит парк им.»30-летия ВЛКСМ»,затем переименован в парк им. Грицевца с установкой ему бюста, затем в парк им. Янки Купалы. Напротив, где сейчас цирк, была большая воронка и в ней находилась пивнушка. Руководитель пошёл разбираться, куда нам двигаться дальше, а мы занялись изучением окрестностей в пределах видимости нашей стоянки. В конце-концов прибыл за нами транспорт и нас увезли в Уручье в расположение воинской части. Вот отсюда и начиналось Минское СВУ. Руководил всем этим организационным моментом полковник Асмолов. Генерал Мальков появился позже. Здесь нас разбили по взводам и ротам, представили командиров взводов, офицеров-воспитателей, переодели накормили, и начали обучать основам молодого солдата. В самом конце августа колонной автомашин нас привезли на площадь перед оперным театром, построили и под звуки оркестра, строем мы впервые вошли в стены СВУ. Всё было готово к началу учебного года 1-го сентября.
Не надо забывать, что первый набор — это были дети 1937-1945гг. рождения, что многим война не дала возможности своевременно учиться в школе, что это были дети, у которых родители погибли в тылу или на фронте. Суворовская форма в послевоенные годы воспринималась не так, как сейчас, а серая офицерская шинель после войны была очень уважаема и в почёте. Мне ближе выпуск 1959 года, где я проучился 6 лет. Это первый набор и третий выпуск. Возможно поэтому у меня будут больше фигурировать фамилии офицеров и суворовцев этого выпуска. Итак, начались трудовые будни.
Территорию училища сейчас не узнать. А тогда с одной стороны вдоль бывшей улицы Горького (ныне улица Максима Богдановича) каменный забор (он сохранился и сейчас), а дальше по периметру дом командующего округом маршала Тимошенко, бани своей в училище не было, стояла кочегарка, типография газеты («Красноармейская правда» — ныне «Белорусская военная газета «Во славу Родины»), жилой дом, в котором проживали посторонние гражданские люди. В баню нас водили поротно по определённым дням до подъёма с утра на Немигу. Под руководством преподавателей физкультуры начали и довели до конца строительство стадиона, который позже, после нас, закатали в асфальт и превратили в строевой плац. Под руководством учителей ботаники и биологии разбили аллеи во дворе и насадили деревья. К нашему выпуску двор был очень зеленый. Побывав в училище на его 50-летии этих деревьев я не увидел. Зато из ворот училища зимой можно было встать на лыжи и ехать прямо до Комсомольского озера, где проходили зимой уроки физкультуры и все кроссы. Город в этом промежутке напоминал район деревни, где можно было спокойно проезжать на лыжах. Официальный футбол в училище отсутствовал. Ссылались на то, что на футболе можно покалечить ноги, но была и другая версия. Мяч часто залетал на территорию двора Тимошенко через забор, приходилось просить солдат из его обслуги и охраны подать мяч. Возможно это кому-то доставляло не мало хлопот. Ну как можно мальчишкам не дать погонять в футбол? Но официальной команды училища не было. В те давние времена где-то было управление всеми училищами, поэтому проводились спортакиады суворовских училищ по многим видам спорта, но футбола и штанги не было.
Хотелось бы назвать первого офицера-воспитателя нашего 2-го взвода, это капитан, а затем майор Лалетин Андрей Афанасьевич. Где-то после визита в училище Н.С.Хрущёва, он среди офицеров обронил фразу, что вот мол вы тут сидите в тепле и т.д. Майор Лалетин тут же подал рапорт с просьбой перевести его в действующие войска, что и было удовлетворено. Дослужился до звания полковник, был командиром полка морской пехоты, жизнь эту пехоту изрядно покидала по разным странам, затем был военспецом на
Ближнем Востоке. Окончил службу в Киеве заместителем начальникака высшего общевойскового училища. Я с ним долго поддерживал отношения и обо всём этом знаю из его рассказов и фотографий.
С уважением-Лев Лейкин.