Генерал-майор Рудской Федор Андреевич

(21 мая 1921 — 29 июля 1982 года)

Генерал-майор Рудской Федор Андреевич возглавлял Минское Суворовское военное училище с 1969 по 1982 год.

Сын – выпускник Минского СВУ (21-й выпуск 1977 года) Герой Российской Федерации генерал-полковник Рудской Сергей Фёдорович.

Родился 21 мая 1921 года в селе Авдеевка, ныне город Донецкой области Украины, в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Семья переехала на хутор Тоненький Орловского сельского совета Ясиноватского района Донецкой области, где окончил 7 классов. Затем среднее образование продолжил в п. Авдеевка. Окончил среднюю школу в 1939 году.

В Красной Армии с ноября 1939 года. Служил красноармейцем в 3-м железнодорожном полку Западного Особого военного округа. В феврале 1940 года направлен на учёбу и зачислен курсантом в Минскую кавалерийскую школу, которая в сентябре 1940 года переформирована в Борисовское кавалерийское училище, а оно в январе 1941 года была преобразовано в Борисовское танковое училище.

В первые дни Великой Отечественной войны в составе сводного отряда курсантов училища, будучи назначен командиром танкового экипажа, участвовал в оборонительных сражениях в Белоруссии в июне 1941 года. Отличился при обороне Борисова. Затем оставшиеся в живых курсанты и преподаватели училища были эвакуированы, их направили в 3-е Саратовское бронетанковое училище. Окончил его в августе 1941 года и направлен в формирующуюся 73-ю кавалерийскую дивизию Сибирского военного округа командиром взвода, а в октябре стал заместителем командира пулемётного эскадрона. В декабре 1941 года с дивизией прибыл в Московский военный округ.

На фронте с апреля 1942 года, когда был назначен заместителем командира эскадрона 55-й кавалерийской дивизии 8-го кавалерийского корпуса Воронежского фронта. Воевал до ноября 1942 года, когда был направлен учиться на Ленинградские бронетанковые курсы усовершенствования командного состава. После их окончания в марте 1943 года назначен командиром танковой роты 7-го учебного танкового полка, но уже в апреле переведён командиром роты в 173-ю танковую бригаду 10-го танкового корпуса на Воронежский фронт. В её рядах участвовал в Курской битве. В танковом сражении под Прохоровкой его рота на протяжении часа вела тяжёлый бой с противником до подхода главных сил бригады. Лично Фёдор Рудской в этом бою уничтожил три танка «тигр». За этот подвиг он был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Через два дня после своего славного боя, 14 июля Ф. Рудской был ранен. После месяца лечения в госпитале возглавил вновь свою роту. Принимал участие в битве за Днепр и в бою 10 октября 1943 года был ранен вторично. Ранение было тяжелым, на этот раз его отправили в эвакогоспиталь в Уфу. После выздоровления его как тяжелораненого хотели оставить преподавателем в военном училище, но капитан Ф. Рудской добился возврата в свой корпус, и в декабре 1943 года стал командиром танкового батальона 178-й танковой бригады.

Во главе батальона он прошёл весь боевой путь до конца войны. После переформирования и пребывания в резерве Ставки ВГК, 10-й танковый корпус (в состав которого входила 178-я танковая бригада) в августе 1944 года прибыл на 3-й Прибалтийский фронт. Затем корпус несколько раз передавали на 2-й Прибалтийский фронт, на 2-й и на 3-й Белорусские фронты. Участвовал в Прибалтийской и Восточно-Прусской наступательных операциях.

В Восточно-Прусской операции танковый батальон 178-й танковой бригады (10-й танковый корпус, 5-я гвардейская танковая армия, 3-й Белорусский фронт) под командованием капитана Фёдора Рудского 25-28 января 1945 года отличился в боях на подступах к заливу Фришес-Хафф в районе населённого пункта Трунц (ныне Milejewo, гмина Милеево, Эльблонгский повят, Варминьско-Мазурское воеводство, Польша). 24 января батальон капитана Фёдора Рудского получил задание пройти в тыл к противнику, захватить узел дорог, идущих на город Эльбинг (Эльблонг, Польша), и парализовать движение фашистских войск на важных магистралях. В помощь танкистам были приданы рота автоматчиков и истребительная противотанковая батарея.

Далеко оторвавшись от главных сил, батальон уверенно шёл вперёд, умело собирая данные о противнике, устраивая подвижные засады. Танки достигли намеченной цели точно в указанный срок. Немцы не ожидали их появления и, ничего не подозревая, двигались по автомагистрали. Танкисты буквально в лоб расстреливали автомашины с войсками и грузами. Но вот весть о советском танковом десанте дошла, очевидно, и до немецких штабов. Появились бронетранспортёры, самоходные артиллерийские установки и даже несколько «тигров». Фашисты предпринимали одну атаку за другой. Причём наступали они со всех сторон. Танкисты и мотострелки стойко держали оборону. Однако положение становилось всё тревожнее. Горючего почти не было, кончались боеприпасы. Несколько танков уже стояли подбитыми. Имелись потери и в личном составе. Вскоре противник подтянул ещё и тяжелую артиллерию.

Почти трое суток удерживал батальон капитана Фёдора Рудского важный узел железных и шоссейных дорог. За эти дни танкисты и приданные им силы уничтожили 260 автомашин противника, 9 самоходных установок, 2 танка Т-IV, 12 бронетранспортёров, три батареи тяжёлой артиллерии, свыше 600 солдат и офицеров. Кроме того, около 200 человек было взято в плен.

Задание командования батальон выполнил успешно. Но отдыхать было некогда. Танкисты капитана Фёдора Рудского получили приказ немедленно выйти на перекрёсток шести важных шоссейных дорог района Карбитен. И опять форсированный марш, снова стремительные танковые атаки, упорные бои. 4 суток дрались танкисты, удерживая перекрёсток дорог, отразили за это время 6 контратак численно превосходящих сил противника.

За время боев в Восточной Пруссии батальон под командованием капитана Фёдора Рудского уничтожил 14 фашистских танков, 19 самоходных артиллерийских установок, 46 пушек разного калибра, 51 миномёт, 14 бронетранспортёров, 26 тягачей с прицепами и артиллерией, 520 грузовых автомашин и 34 легковых. Было убито около 1300 вражеских солдат и офицеров. Сам Рудской в этом рейде был тяжело контужен, но остался в строю.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, капитану Рудскому Фёдору Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7460).

После тяжелых потерь в Восточной Пруссии корпус был выведен в резерв и до конца войны на фронт не вернулся. После войны Ф. А. Рудской продолжал службу в Вооружённых Силах СССР. С августа 1945 года он командовал батальоном самоходных артиллерийских установок СУ-122 в 38-м гвардейском тяжелом танко-самоходном полку 10-й танковой дивизии 7-й механизированной армии, с февраля 1947 года (после сокращения 7-й мехармии до дивизии) стал командиром роты. С октября 1947 года вновь командовал танковым батальоном, но уже в 27-м отдельном кадровом механизированном полку. С сентября 1949 по август 1950 года был командиром учебного танкового батальона в 10-й танковой дивизии 7-й механизированной армии. Оттуда его направили учиться.

В 1954 году окончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина. С декабря 1954 года Ф. А. Рудской — командир 69-го танкового полка в 34-й гвардейской механизированной дивизии (в ноябре 1957 переформирована в 34-ю гвардейскую мотострелковую дивизию) Одесского военного округа. С октября 1960 года был заместителем командира 34-й гвардейской учебной мотострелковой дивизии. С марта 1963 года командовал 39-й гвардейской танковой, а с марта 1965 по июнь 1967 года — 37-й гвардейской танковой дивизиями.

В 1969 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил СССР. С июня 1969 года до последнего дня жизни на протяжении 13-ти лет он был начальником Минского суворовского военного училища. На этом посту передавал молодёжи свой богатый боевой опыт, воспитывал будущих воинов на традициях Вооружённых Сил.

Генерал-майор танковых войск Ф. А. Рудской скончался после тяжелой болезни 29 июля 1982 года. Похоронен на Восточном (Московском) кладбище в городе-герое Минске.

В Минске на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

Как это было. По материалам из сети Интернет.

Во главе танкового десанта…

Утром 24 января 1945 года исполняющий обязанности командира 178-й танковой бригады подполковник Михаил Жуков, назначенный вместо выбывшего по ранению полковника Ивана Полукарова, вызвал к себе на командный пункт капитана Фёдора Андреевича Рудского, командира 2-го танкового батальона.

— Товарищ Рудской, вашему батальону ставиться задача выйти в тыл фашистам, взять этот город, – подполковник показал на карте на небольшое селение Трунц (Милеево), – и не допустить отхода немцев на Эльбинг.

— Есть! – задание для комбата было предельно ясным.

В январе 1945 года в результате успешного наступления войск 2-го Белорусского Фронта создалась благоприятная возможность для отсечения войск группы армий «Mitte», действовавших в Восточной Пруссии. Поэтому командующий Фронтом Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский решил основными силами Фронта нанести удар в общем направлении на Эльбинг (Эльблонг) и как можно быстрее выйти к побережью Балтийского моря. Он приказал 5-й Гвардейской Танковой Армии под командованием генерал-полковника танковых войск Василия Вольского наступать в северном направлении, обходя пункты организованный обороны, и перехватить пути отхода немецких войск на запад. Передовой отряд Армии, 178-я танковая бригада, стремительно продвигалась к берегам Балтики, сметая на своем пути разрозненные, захваченные врасплох неприятельские части, не давая им возможности закрепиться. Частям бригады была приказано перерезать автомагистраль, соединяющую такие важные узлы укреплённых районов, как Кёнигсберг и Данцинг.

Штаб бригады не случайно выбрал для осуществления данной миссии батальон под командованием капитана Рудского. За два года командования танковых батальоном Фёдор Андреевич приобрёл большой боевой опыт ведения танкового боя. В сражениях на Курской дуге и при форсировании Днепра, во время освобождения родной Украины и в боях за Прибалтику отважный комбат успешно применял манёвр танкового наступления и ввода танков в прорыв.

В помощь танкистам были приданы рота автоматчиков и истребительная противотанковая батарея. Вышли ночью, при полной светомаскировке. Дорога была трудной: накануне выпал глубокий снег, давал о себе знать и мороз. Оторвавшись от главных сил бригады, 2-й батальон прошёл четыре километра, и неожиданно посланная в дозор разведгруппа доложила, что впереди – оживлённая автомагистраль, по ней сплошным потоком двигаются в два ряда немецкие войска. На советских картах севернее Мюльхаузена никаких дорог не было. «Прошли четыре километра и уже заблудились?», – промелькнула мысль у комбата Рудского. Однако местные жители, охотно отвечающие на вопросы, рассказали: дорога соединяет Кёнигсберг и Эльбинг, она совсем новая, построенная в сорок четвёртом силами военнопленных.

Капитан Рудской сел в танк и сам выехал на разведку. Вскоре он действительно увидел широкую, в две полосы, автостраду. План созрел быстро: перекрыть движение немецких войск, не ожидавших появления советских танков.

Капитан Галлиулин, командир 1-го взвода, повёл свои танки на первую полосу магистрали. Чуть поодаль в бой вступил 2-й взвод под командованием капитана Ходосова. Советские танки открыли огонь по движущимся колоннам, расстреливая в упор автомашины с грузами, тягачи с пушками, конные повозки и пеших солдат. Когда на дороге возникла паника, танки ворвались на автостраду и начали давить вражескую технику гусеницами. Через двадцать минут бой утих, дорога была перерезана и забита разбитой техникой на участке до десяти километров. Батальон в общем итоге уничтожил большое количество живой силы врага и около 100 автомашин, а также захватил 150 автомашин и до 70 подвод с грузами.

Оставив артиллерийскую батарею для контроля магистрали, батальон двинулся дальше. Необходимо было также решить задачу, поставленную перед батальоном комбригом. Танковый батальон, проделав ускоренным маршем расстояние до местечка Трунц, с ходу штурмом овладел городом, где перешёл к круговой обороне. Танкисты своими действиями парализовали движение немецких войск на важном перекрёстке автомобильных дорог.

Советский танковый десант стал полной неожиданностью для немецкого командования, поэтому оно собрало довольно внушительные силы для контрудара на Трунц. Под селением появились бронетранспортёры и танки, самоходные артиллерийские установки и даже несколько танков Pz-VI «Tiger». Немецкие войска предприняли одну атаку за другой, – днём, ночью, рано на рассвете. Но исход их был один. Меткий огонь советских танкистов поражал передовые подразделения, а остальные обращались в бегство. Батальон и приданные ему силы удерживали Трунц почти трое суток, отражая контратаки превосходящих сил врага. В подразделении Рудского почти не осталось горючего, кончались боеприпасы. Несколько советских танков уже стояли подбитыми, имелись потери и среди личного состава.

За время сражения за Трунц 2-й танковый батальон уничтожил 260 автомашин противника, 9 самоходных установок, 12 бронетранспортёров, три батареи тяжёлой артиллерии и свыше 600 солдат и офицеров. Кроме того, бойцы батальона взяли около 200 человек в плен. Капитан Фёдор Рудской лично уничтожил два танка Pz-IV, две артиллерийские батареи и свыше 100 немцев.

Вечером 28 января 1945 года в Трунц прибыли части 376-го гвардейского самоходного артиллерийского полка Армии, и только тогда танкисты Рудского возвратились в расположение своей бригады. В штабе бригады уже не ждали свой 2-й батальон, считая его полностью разбитым. Штабисты даже готовили списки для посмертного награждения.

Однако бойцам батальона не довелось отдохнуть от непрерывных боёв. Чтобы отбросить войска 2-го Белорусского Фронта, достигнувшие к этому моменту побережья Балтийского моря, и восстановить сухопутные коммуникации прижатой к морю группировки в районе Кёнигсберга с главными силами Вермахта, немецкое военное командование подготовило сильный контрудар. В ночь на 27 января немецкие войска перешли в наступление и на узком участке прорвали оборону соединений 48-й Армии. Танкисты капитана Рудского в спешном форсированном марше были переброшены к острию наступающей основной группировки противника на перекрёсток шести важных шоссейных дорог в районе Карвиттена западнее Мюльхаузена. И опять стремительные танковые атаки, упорные бои. Пользуясь разыгравшейся метелью, 29 января подразделения 28-й немецкой егерской дивизии полковника Ганса Темпельхоффа и 11-й самокатной бригады захватили Карвиттен и отрезали всю 178-ю танковую бригаду от основных сил. В течение четырёх суток 2-й батальон отразил шесть контратак численно превосходящих сил противника, уничтожив шесть самоходных установок и до 500 солдат и офицеров. Сам капитан Рудской был тяжело контужен, но остался в строю и продолжал командовать батальоном. Важнейший узел дорог был удержан и передан подошедшим общевойсковым частям.

За личное мужество и геройство, за проявленное боевое мастерство и инициативу, а также за умелое руководство подчинёнными в боях в Восточной Пруссии капитану Фёдору Рудскому Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза. Все бойцы и командиры 2-го батальона 178-й танковой бригады также были награждены орденами и медалями…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *