Командир ОМОНа полковник Олег Таран

полковник Олег Таран Командир ОМОНа при Западно-Сибирском УВДТ, выпускник Минского СВУ 27 выпуска, полковник милиции Олег Таран. Интервью с ним и материал о его подразделении из газеты «Вечерний Новосибирск».
Универсальные солдаты

С первых дней своего формирования омоновцам доверяли и доверяют сложнейшие милицейские спецоперации, а в дальнейшем на плечи этих крепких парней легли тяготы чеченской войны.

7 апреля 1993 года Министерство внутренних дел РФ издало приказ N 157 «О создании отряда милиции особого назначения». Целью новых милицейских подразделений стало предупреждение и пресечение массовых беспорядков и групповых антиобщественных действий. Свое «особое назначение» этим специальным сотрудникам ОМОНа пришлось подтверждать с первых дней формирования. Именно они проводили сложнейшие милицейские спецоперации, а в дальнейшем на плечи этих крепких парней легли тяготы сначала первой, а впоследствии и второй чеченских кампаний.

В Западно-Сибирском УВД на транспорте ОМОН был создан уже через четыре дня — 11 апреля 1993 года. Среди широкого спектра возложенных на ОМОН задач и служебных обязанностей главными являются: обеспечение личной и имущественной безопасности граждан в зоне обслуживания УВД на транспорте; обеспечение правопорядка и общественной безопасности на объектах транспорта, предупреждение и пресечение правонарушений; участие в раскрытии преступлений; оказание помощи в пределах своих полномочий гражданам, должностным лицам, предприятиям, организациям и учреждениям в осуществлении их прав и законных интересов; участие в борьбе с террористическими, диверсионными, разведывательно-десантными группами.
Обычное дело — боевая работа

В 90-х годах применительно к выполнению задач отряда в мирной обстановке уровень подготовки транспортного ОМОНа был достаточно высоким. Работы бойцам хватало, ведь время было неспокойное — разгул рэкета и тому подобные явления. Тогда омоновцы стали реальной силой, которая могла противостоять творящемуся в городе беспорядку.

Сегодня основа служебной деятельности ОМОНа — боевая подготовка. Во времена первой и второй чеченской кампаний в программе обучения омоновцев не стояло таких предметов, как радиационная, химическая и биологическая защита, тактическая, военно-инженерная и техническая подготовка, которые так необходимы на войне. Сейчас программа насыщена предметами, позволяющими готовить универсальных бойцов, готовых действовать как в повседневной оперативно-служебной работе, так и в особых условиях. Таких результатов добивались более десяти лет. Начинали с самого простого. Проводили занятия по пресечению массовых беспорядков, выезжая на большие площадки, например, на городской аэродром. Затем было несколько выездов на полигон, на стрельбы, там впервые бойцы метали боевые гранаты. Учились боевому слаживанию: подъем по тревоге, занятие своих позиций, нанесение удара или огня всеми силами и средствами.

На полигоне Шилово омоновцы в первый раз стреляли из ручного противотанкового гранатомета. Ведь когда над бойцом довлеет вероятность боевой обстановки, он начинает готовить себя к тому, что его может ожидать в реальных военных условиях.

— Два года назад в рамках тактико-специальной подготовки для проведения занятий пригласили профессора кафедры тактики Новосибирского высшего военного командного училища полковника Александра Васильевича Липаткина, который занимается обобщением опыта ведения партизанской войны, — рассказывает командир ОМОНа полковник милиции Олег Таран. — Если 20 лет назад нас обучали правилам ведения классической войны: фронтальные атаки, разведка боем, бой в окружении, проходы в минных полях, то война сегодня — это война из-за угла, когда тебе стреляют в спину, и к этому мы оказались по большей части не готовы. Александр Васильевич выезжал вместе с отрядом в горно-лесистую местность, и те действия, которым он обучал омоновцев, просто шокировали их. Оказалось, что они способны преодолеть лесистую местность, не подав при этом ни одной команды голосом, управляя только жестами. И бойцам стало ясно, что если они будут действовать таким образом в настоящих боевых условиях, то вероятность выжить в сложной ситуации превышает 50 процентов. Хотя… на войне никаких гарантий давать нельзя. Также профессор тактики преподал уроки по элементарным правилам поведения, о том, как не нарваться на растяжку. Отработал с бойцами темы боевых действий в лесу, в городе и в горных условиях. Мы проводим такие занятия каждый год.
Не ищите для себя войны, надо будет — она сама вас найдёт

Чеченская война — особая страница в истории транспортного ОМОНа. Кто мог тогда предполагать, что омоновцам придется стать ударной силой в необъявленной войне? Вот несколько зарисовок из боевой жизни омоновцев в 2000 году.

…Ночью 30 июня в секторах наблюдения сразу с двух постов замечено перемещение противника. Идущие на позиции боевики подсвечивали себе дорогу фонарем зеленого света, вполголоса переговаривались, прикуривали сигареты. А через полчаса, когда стрелки встали по номерам, началась провокация. С расстояния одного километра в направлении наблюдательного поста N 1 бандиты направили луч яркого света от мощного переносного фонаря. Одновременно со 500–600 метров заработал снайпер. С такого расстояния пули пробивали мешки заграждения насквозь. Но к этому времени омоновцы разгадали коварные замыслы врага. Снайпер стрелял в пустое место. Ответным огнем и осветитель, и стрелок были накрыты настолько плотно, что прекратили стрелять и светить и — ретировались.

А 17 июля… Этот июльский понедельник выдался действительно тяжелым. С 22.40 в течение часа боевики перемещались от поста к посту, интенсивно обстреливая бойцов из автоматического оружия и гранатометов. От разрыва гранаты, выпущенной из подствольного гранатомета, один из омоновцев получил контузию головы и глазную травму — ему обожгло роговую оболочку обоих глаз. В 00.17 следующего дня нападению подвергся пост, расположенный у моста через реку Терек. Огонь подавлен совместными усилиями рядом расположенных постов омоновцев-соседей.

Группа омоновцев вела осмотр железнодорожного полотна от моста до выходных стрелок станции. Такая работа проводилась регулярно. Параллельно с этой группой по грунтовой дороге двигалась на машине группа омоновцев из Забайкальского УВДТ. В какой-то момент автомашина выдвинулась на 250–300 метров и оторвалась от основной группы. И тут, за поворотом грунтовки, когда автомобиль не было видно, раздался сильный взрыв. В возникшей сумятице забайкальцы заняли оборону… спиной к засевшим в засаде бандитам и повели стрельбу по «зелёнке», где противника не было. Новосибирцы пришли на выручку коллегам: выдвинулись к месту подрыва и отвлекли огонь на себя. Совместными усилиями банда рассеяна. Раненный в ногу, контуженый водитель спасен от плена, ему была оказана доврачебная помощь.

Участие в боевых действиях — это очень большая психологическая нагрузка на любого бойца. Без поддержки родных и друзей здесь не обойтись. Даже неприятный разговор по телефону с родственниками в совершенно особых условиях войны может привести к нервному срыву. И преодолеть себя в данной ситуации очень сложно. Боец, прежде всего, должен быть сильным духом.
«Золотой фонд» отряда

Дмитрий Геннадьевич Осиненко пришел в ОМОН в 1994 году. Из командиров подразделений самый заслуженный, за первую чеченскую кампанию он награжден медалью «За отличие в охране общественного порядка», за вторую — медалью «За отвагу» и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Сейчас он старший инспектор-дежурный, майор милиции. Когда Дмитрий на службе, командир спокоен за отряд. Осиненко — сотрудник с первой волны омоновцев. Кстати, «старичков» в отряде осталось всего восемь человек, они служат в транспортном ОМОНе с самого его основания.

Эту восьмерку можно назвать главной опорой ОМОНа, благодаря им сохранились многие традиции, молодым ребятам есть чему поучиться у бывалых бойцов.

— Ребята, которые успели съездить хотя бы в одну командировку в Чечню, мыслят другими категориями, — говорит Олег Таран. — Раньше, до того, как ОМОН перестал ездить в горячие точки, полноценным бойцом отряда новичка признавали только после его поездки в Чеченскую Республику — это считалось своего рода негласной пропиской. Как показал себя в боевой обстановке, значит, так же ты проявишь себя и здесь. Я всем говорю: «Не ищите для себя войны, надо будет, она сама вас найдет». Для гражданского человека звучит, наверное, цинично, а для бойца ОМОНа это — реальность. Война — она не обязательно в траншеях и на блокпостах, она может поджидать наших ребят на городских улицах, в домах, на дорогах…
ОМОН живёт по расписанию

Типовой месяц ОМОНа — это график, благодаря которому, деятельность подразделения стала упорядоченной и систематизированной. В таблице месяц разбит по неделям, а неделя расписана с понедельника по воскресенье. Каждый день боец знает, чем он будет заниматься, когда, во сколько и что проводится.

Сегодня у каждого омоновца есть опорный конспект, в котором собран весь материал по служебной, боевой и огневой подготовке. Эта огромная книга — результат последних трех лет работы офицеров отряда — передается из поколения в поколение.

Еще два года назад на этот период в автопарке ОМОНа не хватало техники. Отряд был недостаточно мобилен. В настоящее время, машин достаточно, отряд способен эвакуировать и перевезти не только личный состав, но и имущество.

— Сейчас уже можно сказать с полной уверенностью, что отряд сформировался как боевая устойчивая единица, — убежден Олег Таран. — Независимые исследования показали, что 80 процентов отряда считают ОМОН сильным коллективом, в котором можно рассчитывать на взаимопомощь и взаимовыручку, и они не хотели бы менять место работы. ОМОН — это цельная команда, дружный отряд. А значит, он еще многого добьется, решит немало задач. Хочешь жить в мире, готовься к войне. Наша задача быть готовыми к любому раскладу.

Уволен в запас в 2023 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *