Герой Российской Федерации Раевский Александр Михайлович

РаевскийРодился 1 января 1957 г. в г. Поставы Витебской области Белорусской ССР (Примечание: погиб 30 августа 2008 года). Выпускник Минского СВУ 1974 г., был направлен для продолжения учебы в Киевское высшее военное инженерное танковое училище. Однако мечта о небе привела его в 1975 г. в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков, которое он закончил в 1979 г. После училища проходил службу в авиации Тихоокеанского флота на кораблях «Минск» и «Новороссийск». Участвовал в двух боевых службах. В 1985 г. окончил Центр подготовки летчиков-истребителей. Службу продолжил в 8 ГНИИ МО (ныне Государственный летно-испытательный центр). Проводил испытания самолетов и вертолетов авиации флота, кораблей «Баку» (ныне Адмирал Флота Горшков ) и «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

В 1992 г., в период демонстрации национальных суверенитетов, проходя службу в Феодосии, на территории Украины не остался, на Родину в Беларусь не вернулся, перешел на службу в Вооруженные Силы Российской Федерации.

Прошел путь от рядового летчика до летчика-испытателя, а с 1992 г. от старшего летчика-испытателя до начальника Летно-испытательного центра. Одним из первых освоил самолет вертикального взлета и посадки Як-38. Принимал активное участие в испытаниях корабельных самолетов Су-25У, ТГ, Су-27К. 28 августа 1990 г. он первым из летчиков-испытателей выполнил самостоятельную посадку на корабль на самолете Су-27К (31 августа 1998 г. Указом Президента РФ корабельный самолет-истребитель Су-27К принят на вооружение как истребитель Су-33). В начальный период испытания проводились на палубе, не оборудованной необходимыми техническими приспособлениями (отсутствие системы стабилизации палубы, недоведенность свето-технической системы посадки, недостатки в энергосистеме корабля и т.д.), которые впоследствии были внедрены для выполнения взлета и посадки.

2 сентября 1993 г. в связи с крайне сложными метеоусловиями в районе авианесущего крейсера, когда ограниченный остаток топлива не позволял уйти на береговой аэродром, Александр Михайлович принял решение произвести посадку на палубу (ее размеры 205 на 26 метров — площадью меньше футбольного поля). Пользуясь указаниями руководителя визуальной посадки, он впервые этот элемент полета выполнил вслепую. 27 августа 1994 г. на тяжелом авианесущем крейсере произошел отказ оптической системы «Луна-ЗМ», без которой посадка на палубу не выполняется. Отвергнув возможность катапультирования, что в условиях, когда береговой аэродром оказался закрыт туманом, казалось единственным выходом, Александр Михайлович, проявив хладнокровие, выдержку, отвагу и высокий профессионализм, с первого захода совершил ювелирную по точности посадку на палубу корабля, чем обеспечил сохранность дорогостоящего опытного самолета.

Летал на 36-ти типах и модификациях самолетов и вертолетов. Налет составляет свыше 2100 часов. С 28 августа 1990 г. до окончания летного этапа испытаний 12 сентября 1994 г. полковник А. Раевский совершил 78 посадок на палубу авианосца, из них более 50 — в условиях, сопряженных с риском для жизни.

Удостоен звания Героя Российской Федерации Указом Президента РФ от 15 августа 1995 г., а в 2002 г. — звания заслуженного летчика-испытателя. Проходит службу в должности начальника Испытательного центра.

А вот еще одна статья о А. Раевском

РАЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ начальник Испытательного центра «Чкаловский», полковник, заслуженный летчик- испытатель России, Герой России

В 1979 г. окончил Черниговское ВВАУЛ, обучение на Як-38 (самолет с вертикальным взлетом) начал в 1980 г. Участник боевых походов ТАКР «Минск» и «Новороссийск». Совершил 234 посадки на палубу, общий налет на Як-38 – 160 ч. В 1985 г. окончил Центр подготовки летчиков-испытателей. Службу продолжил в 8 ГНИИ МО (ныне Государственный летно-испытательный центр). Проводил испытания самолетов и вертолетов авиации флота, кораблей «Баку» (ныне Адмирал Флота Горшков ) и «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

В 1992 г., в период демонстрации национальных суверенитетов, проходя службу в Феодосии, на территории Украины, отказался от принятия присяги Украины и перешел на службу в Вооруженные Силы Российской Федерации.

Освоил 38 типов самолетов и вертолетов различных модификаций, налетав около 2300 часов. Совершил более двухсот безаварийных посадок на самолетах Су-27К, МиГ-29К на палубу авианосца. Только те, кто хоть раз садился «на гак» (специальное приспособление, которым самолет цепляется за палубный трос), знают, какое напряжение испытывает пилот в этот момент. В США, например, уже за сто таких посадок летчикам вручают знак «Золотой гак». Они — гордость военно-морского флота.

Взлет по вертикали

Сегодня Александр Михайлович свои юношеские амбиции вспоминает с улыбкой и говорит, что с назначением в морскую авиацию ему очень повезло. Именно здесь он стал настоящим летчиком и научился относиться к своей технике, как к живому существу. А по-другому на самолете вертикального взлета и посадки нельзя. Казалось бы, какая проблема — всего на две минуты зависнуть на самолете в десяти метрах над землей или палубой авианосца? Но какое филигранное мастерство требуется, чтобы заставить Як-38 с тремя силовыми установками балансировать на четырех струях! Отказ двигателя, неосторожное движение пилота и — трагедия неизбежна.

«На моей памяти только во время полетов на висение четыре летчика катапультировались, один погиб», — говорит Александр Раевский.

Нередко в такие походы вместе с боевыми летчиками отправлялись и летчики-испытатели, которые занимались доводкой самолета, отрабатывали новые режимы, испытывали двигатели. Посмотрев на их работу, капитан Раевский принимает радикальное решение — пишет рапорт и едет в Ахтубинск, в школу летчиков-испытателей.

За пределом

В начале 90-х командование Военно-Морского Флота СССР вслед за американцами и французами всерьез задумалось об оснащении авианосцев истребителями палубного базирования, которые при посадке цеплялись бы гаком за трос. Это был новый вид морской авиации. Изучался иностранный опыт, нарабатывалась методика. Появился в стране и единственный авианесущий крейсер «Тбилиси», впоследствии переименованный в «Адмирал Кузнецов», оборудованный трамплином для взлета боевых самолетов Су-27К и МиГ-29К. В 1990 году приступил к испытаниям и Александр Раевский.

Чтобы преодолеть психологический барьер, летчики десятки раз проходили над тросом и только после этого пробовали зацепиться за него гаком. Какие ощущения испытывали пилоты при посадке на палубу авианосца? Медики тоже задались этим вопросом. С помощью специальной аппаратуры во время полетов они измеряли пульс, артериальное давление испытателей, снимали кардиограмму… Результаты просто ошеломили — оказалось, что у летчика, заходящего на посадку на авианосец, все эти параметры находились далеко за пределами допустимых медицинских норм. Медикам ничего не оставалось, как просто их… расширить. А кто задумывался, какие «перегрузки» испытывал организм летчика в чрезвычайных ситуациях? А таковых у Александра Раевского за время службы было немало.

Внеплановые «заморочки»

Совершить посадку на авианосец в бушующей Атлантике, пожалуй, не решится ни один летчик. Не думал о таком экстриме и Александр Раевский. У него просто не было выбора. …

Получив задание на проверку навигации, пилот на Су-27К удалился от авианосца на тысячу километров. Внезапно резко изменилась погода. Началась сильная качка. Полеты на «Адмирале Кузнецове» прекратили. О сложной ситуации в районе немедленно сообщили Раевскому. Уже возвращаясь к кораблю, он понял, что ситуация не просто сложная — ужасающая! Громадный авианосец бросало, как спичечный коробок. Посадить самолет на пятачок палубы всего 36 метров длиной и 20 метров шириной, казалось, невозможно. Но это надо было сделать! За четыре километра до корабля Александр Раевский вышел на посадочный курс. Скорость «сушки» — всего 240 километров в час. Шарахаясь из стороны в сторону, с первого захода подстроиться к кораблю истребителю не удалось. Лишь со второй попытки, зацепившись гаком за трос, самолет замер на палубе.

С Баренцевым морем у Александра Раевского связаны и не очень приятные воспоминания. Во время испытательного полета вышел из строя один из двигателей. Почти семьсот километров летчик «тянул» самолет на втором движке до корабля. К счастью, воспользоваться военно-морским спасательным костюмом, в котором, как утверждают специалисты, летчик может продержаться в ледяной воде в течение шести часов, тогда не пришлось.

Был и еще случай, когда истребитель на взлете показал свой «норов». В момент отрыва от палубного трамплина на «сушке» отказала специальная автоматика, помогающая выравнивать самолет. И он, задрав нос, стал заваливаться «на спину». Машина снижалась, разгон — минимальный, до воды оставалось каких-то семь метров. В тот момент, когда рука пилота уже легла на держки катапультирования, истребитель пошел в разгон, появилось управление. Но ведь надо было еще и сесть! Лишь профессионализм испытателя помог ему тогда посадить самолет.

На истребителе — к Президенту

Звезду Героя России Александр Раевский получил спустя почти год после присвоения ему этого высокого звания. Удостоили такой чести и Николая Диордицу. Александр Михайлович ожидал, что его вызовут в Москву, ведь столь высокие награды вручают в Кремле. Но вышло иначе.

В 1996 году Борис Ельцин посетил Волгоград. Кто-то «наверху» предложил президенту побывать заодно и в Ахтубинске, где заждались наград летчики-испытатели. Идея вручить золотые звезды прямо на аэродроме Борису Николаевичу понравилась. Для большего эффекта Раевскому и Диордице поручили продемонстрировать главе государства высший пилотаж. После чего летчики должны были на Су-27 и МиГ-29 подрулить к Ельцину, открыть фонари и, подойдя к президенту, получить из его рук награды. В последний момент все же удалось убедить «сценаристов», что подруливать к президенту на боевых самолетах, мягко говоря, небезопасно. Решили остановить самолеты за пятьдесят метров до высокого гостя и подъехать к нему на машине. Завершив показательный пилотаж на предельно малых высотах, летчики подошли к Борису Ельцину и сняли защитные шлемы. По лицам испытателей стекали струйки пота. «Вот так и стояли перед ним мокрые, непричесанные», — вспоминает Александр Раевский.

Увлечение – горные лыжи.

Статья взята с www.chegetia.ru/heroi/raevsky.html

Погиб Герой России Александр Раевский

30 августа 2008 года под Москвой в автокатастрофе погибли Герой России, Заслуженный летчик-испытатель Александр Михайлович Раевский и его жена.

Особенно велики заслуги Александра Раевского в деле испытания корабельной авиации. В 1993 году он впервые произвел посадку на Су-33 на палубу авианесущего крейсера в условиях сильного тумана, в 1994 году благополучно посадил самолет на палубу авианесущего крейсера при отказавших навигационных приборах. Он же первым в России успешно сажал самолеты на палубу ночью и в шторм, отвергая полученные разрешения на катапультирование. Весь полученный опыт передает на вооружение строевым летчикам палубной авиации, подготовив свыше 10 из них к взлетам и посадкам на палубу корабля. Всего на счету Александра Раевского 78 посадок на палубу «Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов».

Указом Президента Российской Федерации от 17 августа 1995 года за мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, полковнику Раевскому Александру Михайловичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

С 2000 по декабрь 2002 — возглавлял Летно-испытательный центр «Чкаловский».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − 10 =