Кеба Сергей Иванович
Лейтенант Кеба Сергей Иванович
1962-1984
Сергей Иванович Кеба родился 13 января 1962 года в городе Барановичи Брестской области, БССР.
В 1977 году окончил 8 классов школы-интерната в городе Барановичи.
В 1979 окончил Минское суворовское военное училище (23-й выпуск).
В Вооруженных Силах СССР с 2 августа 1979 года.
В 1983 году окончил Бакинское высшее общевойсковое командное училище (с отличием).
В Республике Афганистан с января 1984 года. Добровольно изъявил желание о направлении его «за речку». Лейтенант. Командир мотострелкового взвода. Он никому не писал, что воюет, утверждая, что в основном занимается «строительством». Потом уже обо всем рассказывали его друзья.
Погиб 21.09.1984 г. попав в засаду при проведении разведки местности.
Описание подвига (из сети Интернет).
21 сентября 1984 года при прочесывании местности взвод встретил сильное огневой сопротивление повстанцев, устроивших засаду. Правильно оценив обстановку, лейтенант С.И. Кеба под огнем противника одним отделением сковал действия его, а двумя другими скрытно вышел ему во фланг и открыл огонь. При выдвижении на намеченный рубеж лейтенант С.И. Кеба был контужен взрывом гранаты, но продолжал руководить действиями взвода.
Мятежникам был нанесен большой урон, захвачено 4 единицы стрелкового оружия.
В том же бою 21 сентября 1984 года лейтенант Кеба Сергей Иванович погиб.
За мужество и героизм награжден орденом Красного Знамени (посмертно) и медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа».
Пионерскому отряду Барановичской СШ № 6 присвоено имя С.И. Кебы.
Похоронен в деревне Большая Колпеница Барановичского района Брестской области.
Из писем домой
23 июля 1984 г.
Здравствуйте, дорогие мои мама, папа, Виталик и Андрюшка! Даже не знаю, как вам начать писать. В общем, жал я своего отпуска и дождался. Отложили его на более длительный срок. Сказали, что поеду только после осенней проверки, в конце октября.
В остальном у меня всё нормально, формально — это значит работа и нервотрёпка. В последнее время я устаю только морально. Всё время занимаюсь новостройками и благоустройством части. Ну, в общем, я больше работаю как начальник строительного участка — выбиваю материалы, инструменты, откладываю сроки ввода в строй того или иного объекта и так далее, и тому подобное. А ведь на всё это нужны железные нервы. Но тем и отличается офицер-командир, что он может сделать любое дело. Вот мне и пришлось переквалифицироваться в строители. Здоровье у меня нормальное, ничто не беспокоит. За лето, правда, я немножко похудел, но это у нас в порядке вещей, приеду домой в отпуск — буду откармливаться…
Сентябрь 1984 г.
Вот пишу вам письмо и не знаю, оно придёт к вам первое или я сам в отпуск раньше приду. В общем, если оценивать дела мои, то меня пока в отпуск не пускают. У меня всё нормально, ничего не случилось. Задерживают отпуск не только мне. Виновато в этом высшее начальство, а почему задерживают, никто толком объяснить не может. В общем, сижу на готовности — в любой день мне могут сказать: через три дня ты должен убыть в отпуск.
Вот такие дела! В остальном всё нормально, здоровье хорошее. В последнее время из-за того, что отпуск всё время откладывается, сильно устаю морально. Очень хочется к вам, домой, попить свежего молочка. Я теперь только и думаю, что об отпуске: куда буду ходить, что буду есть. Очень соскучился по вас, по всем нашим родным. Писать вам мне ответ бесполезно, он может меня здесь уже не застать. Жалко, конечно, что я не смог поехать в отпуск тогда, когда мне этого хотелось, ну да ничего — как-нибудь перебьёмся.
Из письма матери С. И. Кебы в издательство о сыне
… В 1983 году, до Афганистана, он служил под Ташкентом. Жили он и два его друга — Старовойтов Сергей и Олег Фролов — на частной квартире. Хозяева были очень добрые, отзывчивые. Там Серёжа заболел болезнью Боткина и лежал в госпитале. Хозяева ходили в госпиталь к нему, как к своему сыну, они его полюбили. Это мне рассказывала сама хозяйка. Она приезжала к Серёже на могилку. Екатерина Фёдоровна посадила возле могилки ёлочку, она и сейчас растёт. Потом и хозяин приезжал…
И так получилось, что 23 января 1984 года Сергей и его друзья пересекли границу Афганистана. Писал очень редко. Но о том, что в Афганистане они воевали, он никогда мне не писал. Он писал, что всё строят. Писал о своём взводе, что ребята хорошие, что большинство из Белоруссии. Я уже его ждала в отпуск. В последнем письме он мне писал, что, может, приедет раньше, чем письмо дойдёт. Письмо я получила, а его всё не было…
Через год в день его гибели на кладбище было открытие памятника, были приглашены пионеры и юнармейцы из школы № 6 г. Барановичи. Мне вручили его орден Красного Знамени. Пионеры дали клятву бороться за право носить его имя. В школе № 17 лагерь труда и отдыха — он расположен в деревне Великие Луки — тоже борется за право носить его имя. Они уже 4-й год на открытие лагеря приглашают меня, один день в неделю они трудятся за Серёжу. Я всегда им благодарна. Школьные друзья Серёжи ко мне часто приходят и приносят подарки, их мамы меня также не забывают. Я сейчас чувствую, что я не одна, что рядом с детьми и с людьми, которые помогают мне разделить моё горе, тяжелейшую мою утрату. В нашем доме всегда открыты двери для всех…
Будем помнить!
Из комментария Владимира Москивца в соцсети стало известно, что Сергей Кеба был вице-сержантом, обучался в 1 взводе: «Вице-сержант Кеба Сергей, 5 рота, 1 взвод, 23 выпуск, 1979 год. Офицер-воспитатель Кадис Бронеслав Александрович, командир роты Стрижак Леонид Алексеевич.
Все ушли в мир иной. Пухом земля…».